Ethiopia

Добро пожаловать на родину человечества! История цивилизации homo sapiens пошла отсюда и при этом не ушла далеко, а как бы застыла в разных фазах, как гоминид из учебника биологии.

Здесь нашли скелет знаменитой австралопитечки Люси, жившей 3,2 миллиона лет назад. Здесь же находилось одно из самых могущественных в Африке государство Аксум, чьи каменные стелы и поныне радуют взгляд местных жителей. Одно время эфиопские цари правили древним Египтом, и слава их гремела на весь античный мир.

Эфиопия (или Абиссиния) — одна из первых стран, принявших православное христианство. Главный объект паломничества — высеченный в XII веке из цельного камня священный город Лалибела — вообще должен был стать Новым Иерусалимом, поскольку старый в это время захватили мусульмане. Кстати, мусульмане в стране тоже живут — в провинции Харар, и тоже древние, ещё со времён пророка Мухаммеда. Ну, и без евреев не обошлось: они называются фалаша и обитают на севере страны. Ветхозаветные истории, смешавшись с эфиопской культурой, дали начало ещё одной религии — растафарианству, чей пророк Боб Марли популярен в Эфиопии не меньше, чем на Карибах.

Удивительно, но все древние культуры и цивилизации, существовавшие в этой стране, так и не смогли превратить её в пустыню. Это зелёная лесная страна, в которой до сих пор живут крокодилы и бегемоты — не только в зоопарках, но и в «натуре», то есть в живой природе. А в джунглях на юге страны обитают настоящие дикари с кольцами в носах, губах и ушах, где-то вооружённые новомодными китайскими «калашниковыми», а где-то — до сих пор копьями и луками. Все эфиопы, даже лесные, владеют английским языком, хотя бы в объёме одного слова. Это волшебное слово — you, означает приветствие, вопросы «как дела?» и «ты кто?», восторг от встречи с иностранцем и просьбу оказать посильную материальную поддержку — хотя бы дать пару монет или шариковую ручку.

Из-за скудности словарного запаса, смутившего бы даже Эллочку Людоедку, единственное известное слово эфиопам приходится повторять многократно, до тех пор, пока из утомлённого туриста не начнут сыпаться материальные блага. В привыкшим к иностранцам местах типа Аддис-Абебы, Гондара, Бахр-Дара или посёлков долины Омо местные попрошайки умеют клянчить деньги на добром десятке европейских языков, включая русский. Воистину не оскудеет земля эфиопская талантами! Ведь и наш Пушкин, говорят, — тоже из местных.

Ещё каких-то 10 лет назад Эфиопия считалась одной из беднейших стран мира, а нынче — сплошное строительство! Китайцы укладывают асфальтовые дороги, соединив наконец-то северную и южную границы страны; большой бизнес возводит в Аддис-Абебе офисные центры и супермаркеты, а эфиопские солдаты строят демократию западного образца в соседней Сомали. О былых же внутренних неприятностях этой страны напоминают лишь подбитые советские танки, но и их уже растащили на детали. Так что путешествовать по Эфиопии вполне безопасно, если, конечно, вы запаслись в достаточном количестве монетами, ручками и прочими сувенирами, ибо эфиопское вопросительное и восклицательное «ю» будет преследовать вас повсюду.

Источник

Ethiopia

Эфиопия. Затерянный мир христианской ойкумены

Путешествие в Эфиопию с византологом и историком искусства Алексеем Михайловичем Лидовым, заместителем директора Института мировой культуры МГУ, руководителем Научного Центра восточнохристианской культуры, член-корреспондентом Российской Академии Художеств.

— Алексей Михайлович, очень радостно быть вновь у Вас в гостях, в Центре Восточно-христианской культуры. В этом году Вы совершили потрясающее путешествие в Эфиопию, страну необычную, труднодоступную. Легче три раза съездить в Грецию, чем один раз в Эфиопию! Прежде всего, как Вы там оказались?

— Поездка в Эфиопию – моя давняя мечта. Эфиопия – это последняя древнехристианская страна, которую я не видел, и давно хотел туда поехать. А тут группа моих добрых знакомых и несколько близких друзей решили, что надо ее увидеть. И собралась небольшая и очень симпатичная компания единомышленников. Значительную ее часть составляли профессиональные путешественники, очень образованные люди. Историком и искусствоведом был я один. И вот мы организовали маленькую экспедицию по ознакомлению с памятниками Эфиопии.

Ethiopia

Эфиопия: первые впечатления

— Какими были Ваши первые впечатления от страны, ее природы, людей, их нравов?

— Когда я ехал в Эфиопию, то почему-то ожидал увидеть Африку. Все-таки фактически центрально-африканская страна! И должен вам сказать, что не нашел ничего, что бы мне напомнило типовую картинку легендарной Африки, африканской жизни, африканского пейзажа. Страна оказалась особой во всех смыслах. Это страна высокогорная, в основном она расположена на высоте 2,5-3 тысячи метров над уровнем моря. Поэтому в ней нет африканской жары, и в течение всего года температура колеблется от 20 до 27 градусов. В начале января было около 20-ти градусов с холодными ночами. Это высокогорье, и мне немножко не хватало кислорода…

Первое впечатление: природа – совершенно не африканская (согласно нашим стандартным представлениям о ней). Второе – люди. Эфиопы – не негры. Очень красивые люди, по типу мне напомнившие грузин. С тонкими чертами лица. Многие высокие, стройные. Очень красивые женщины – как статуэтки, с длинными шеями, ногами, очень прямыми спинами и, действительно, с поразительно изящными, абсолютно без африканской размытости, чертами лица. При этом они невероятно смуглые, почти черные. Оказавшись в Эфиопии, я в полной мере осознал, что «наше все» – Александр Сергеевич Пушкин, конечно же, типичный эфиоп, только с более светлой кожей. Он, кстати, похож на последнего эфиопского императора Хайле Селассие. Но, впрочем, может, это и не такое случайное сходство. Как известно, Ганнибал, арап Петра Великого и прадед Пушкина, происходил из царского рода, и вероятно, они с Хайле Селассие – дальние родственники.

Что еще поразило? Это чувство собственного достоинства, которое присутствует в людях, ясная реакция на мир и живой ум, в том числе у простых, малообразованных людей. Объяснение – не только в древности цивилизации, но и в том, что в Эфиопии поразительным для Африки образом никогда не было рабства. Только 5 лет итальянской оккупации – итальянское нашествие при Муссолини с 1935 по 1941 годы. В 1941 году эфиопские повстанцы выбили итальянцев вместе с англичанами, получили помощь от Британского экспедиционного корпуса, и итальянская оккупация на этом закончилась. Итальянцы военным образом захватили страну, но колонии не успели создать. И то, что эфиопы – исторически свободный народ, там очень чувствуется.

Люди в массе своей живут бедно. Уровень жизни по африканским меркам считается хорошим, но по нашим меркам это даже тяжело себе представить. Средняя зарплата в городах составляет около 30$ в месяц, а в деревнях – около 10$.

— Эфиопия – страна сельскохозяйственная?

— Конечно. С промышленностью там большие проблемы. При известном людям старшего поколения коммунистическом диктаторе Менгисту Хайле Мариам Советский Союз самыми разными способами оказывал помощь братской стране, в которой происходили все те же коммунистические безобразия, что и у нас, и в Камбодже, и Китае, и в других местах. Это продолжалось до 1991 года. Индустриализация Эфиопии при помощи Советского Союза ничем не закончилась. Эфиопы восстали и свергли Менгисту Хайле Мариама, который убежал в Ливию к своему другу Муаммару Каддафи. Однако при невысоком уровне жизни, в Эфиопии все же есть ощущение стабильности и приспособленности к своему существованию. Хотя при этом время от времени и в деревнях встречаешь людей, особенно старшего поколения, явным образом недоедающих.

— Школы в деревнях существуют?

— Однажды я присутствовал на уроке в эфиопской церковной школе. Занятия проходили в эфиопской хижине. Учитель со свитком. Кстати, там широко распространены пергаментные книги, которые изготавливают до сих пор. Их можно легко и недорого купить. Полное Евангелие с иллюстрациями на пергаменте стоит меньше, чем 100$. Так вот сидит учитель в традиционных одеждах, перед ним человек 15 детишек, которые разучивают псалмы, распевая их. Так они учатся грамоте, как учились грамоте в IV веке. У них есть обычные школы, куда не всех пускают родители, потому что надо трудиться на земле. В частности, когда мы поднимались в одну пещерную церковь, ко мне пристал паренек, естественно, желая заработать. С ним по дороге мы общались. Он прилично говорил по-английски и с гордостью заявил, что у него бедная крестьянская семья, в школу разрешили ходить только ему. У него еще двое братьев и сестра, но им отец не разрешил учиться, потому что надо работать в поле и по дому. А ему, как самому способному, сделано исключение, разрешено ходить в школу, поэтому он выучил английский язык. И надо сказать, для своего возраста довольно прилично. Он мечтает найти деньги или спонсора для того, чтобы учиться в Аддис-Абебе в университете и добиться лучшей жизни

Вообще, идея образования у них очень сильна. Образованные люди все думают о том, как бы уехать в другую страну, чтобы зарабатывать большие деньги и жить более благополучно. Образованные люди понимают, что в Эфиопии жить не очень хорошо. Хотя, на мой вкус, там совсем не плохо. Просто, видимо, они никогда не были в других странах, и имеют некое идеальное представление о жизни в той же Америке и Европе. Впрочем, мы это тоже хорошо знаем по нашим соотечественникам. Ведь и мы тоже в каком-то смысле эфиопы.

— Застройка Эфиопии напоминает Египет?

— Не сказал бы. Эфиопские деревни вообще выглядят особенно. Это круглые хижины, в основном глинобитные, покрытые либо сухой травой, либо пальмовыми листьями. В них вместе живут, как в древние библейские времена, люди и скот. Ощущение какой-то романтичной первобытности! Люди пашут на волах, также как, очевидно, они это делали 2000 лет назад. Они сушат траву на деревьях. Присутствие современной техники совершенно не чувствуется. Это земля и страна в очень малой мере затронутая глобализмом и влиянием современной цивилизации, которая иногда нам нравится, но чаще вызывает отторжение. Глобализма в Эфиопии существенно меньше, чем в других местах мира. Возможно, потому что Эфиопия этот самый глобальный мир не интересует. В ней нет важных полезных ископаемых, нет нефти. Ее бросили на ее счастье. И поэтому там сохранилось что-то очень древнее в первозданном виде.

Переходя к христианской теме: в Эфиопии сохранилось христианство в его самых древних формах.

Эфиопия христианская

— Эфиопия – единственная в Африке с древних времен христианская страна, где очень высокий процент (60%!), христиан. Из них 50% – монофизиты и 10% –протестанты. Вы чувствовали, что находились в христианской стране?

— Конечно. Более того, я на протяжении поездки пытался углядеть следы исламского присутствия. В некоторых местах видел мечети с минаретами. Ведь мусульман там, как минимум, 40%, а некоторые считают, что больше. Но, конечно, эта страна, прежде всего, глубоко христианская. Все, с кем мы сталкивались, были христианами. Причем глубоко и проникновенно верующими независимо от их социального статуса. Нас встречала очень элегантная эфиопская дама, владелица преуспевающей турфирмы, прекрасно говорившая по-английски, ведущая бизнес с западными компаниями. Я приехал чуть раньше моих друзей, и она меня пригласила в ресторан, где к своему удивлению я выяснил, что она постится (это был конец Рождественского поста). Я ее спросил, многие ли среди ее знакомых (понимая, что это преуспевающая эфиопская элита) соблюдают пост? Она сказала, что, наверное, все. И дальше я регулярно встречал проявления такого глубинного христианства. Вот ситуация. Мы –в туристическом месте, комплекс Лалибела, одновременно паломнический центр. Там прогуливаются молодые люди вполне светского вида, которые зарабатывают тем, что оказывают посреднические услуги туристам. В советское время их назвали бы фарцовщиками. И вот они меня провожают в антикварную лавку. Проходим церковь. Не древнюю. Они все останавливаются, просят у меня прощения, подходят к забору этой церкви, прислоняются к нему, целуют этот забор и возвращаются. Мы продолжаем наш путь.

Вот такие вот черточки. Христианство там абсолютно живое и повсеместно доброжелательное.

Ethiopia

— Каков был маршрут Вашего путешествия?

-Маршрут мы составили по самым важным памятникам. Они находятся главным образом на севере страны. Начали мы с того, что прилетели на озеро Тана. Там огромные расстояния, приходилось летать.

-Передвигаться по стране неопасно?

— Страна спокойная. Другой вопрос, что туристическая инфраструктура находится в зачаточном состоянии. В каждом городе есть одна более-менее приличная гостиница, куда можно поселить европейцев, имеющих представление об элементарном комфорте, например, о том, чтобы вечером была вода. И желательно не только холодная. Для некоторых областей Эфиопии – это предмет роскоши. И, как я понимаю, в большинстве эфиопских отелей, впрочем, гораздо более дешевых, чем отели для иностранцев, тебе вечером или утром душ не гарантирован. Расценки – да: разница в 10 и 20 раз. Вся экономика для иностранцев устроена иначе. Мы это хорошо знаем по своему недавнему опыту такой двойной жизни.

Нам пришлось побывать на границе с Эритреей, это отделившаяся часть Эфиопии, мусульманский район, около 5 миллионов человек (а во всей Эфиопии около 80 миллионов, огромная страна, вторая или третья в Африке после Нигерии и Египта!). И вот в этой пограничной с Эритреей зоне почти все мужчины носят автоматы. Ну, носят и носят, на гостей они их не наставляют. Вообще эфиопы в целом очень дружелюбны, приветливы и иностранцев воспринимают как дойных коров (что нам тоже знакомо). Они немедленно начинают попрошайничать. Это очень смешно. Иногда мы ехали на небольшом автобусе в горах. Вокруг ни души. Останавливаемся, чтобы немножко передохнуть, размять ноги. Вдруг неизвестно откуда появляется стайка детишек, которые хором кричат: «Give me pen! Give me pen!» Мы сначала не понимали, почему все они хотят ручки, а потом сообразили, что, видимо «pen» это самое простое слово, которое можно выучить, т.е. это такая метафора выражения «дай мне что-нибудь».

Если ты остаешься один на один с эфиопским священнослужителем, только что тебе рассказывавшим о сакральном, разговор кончается тем же. Он говорит: «давай». Но, правда, на более-менее понятном английском языке. Они не усматривают тут никакого унижения для себя, а воспринимают это как нормальный способ общения с «белыми», которые, a priori, богаты и должны по-христиански поделиться хоть чем-нибудь.

— Какое-то представление о «белых» из России у них есть?

— Они слово «Россия» знают. Но реакции были в некоторых городах типа: «We know Russia – Warsaw, Warsaw». Т.е. для них Варшава и Россия это, очевидно, одна страна. И, видимо, Варшава – столица России. В общем, отношение к русским дружелюбное, но, как это часто бывает, их дружелюбие находится в прямой зависимости с полным незнанием.

— Но христиане имеют представление о том, что Россия – православная страна?

— Это нам в голову приходит, что эфиопы – монофизиты и, с нашей точки зрения, еретики, такие же, как армяне или копты. Эфиопы же этого совсем не понимают. У них сознания, что есть другие православные, будь-то греки или русские, нет. Когда с образованными людьми пытаешься завести разговор на эту тему, что у нас есть существенная разница в вере, они смотрят и не понимают: как? У нас одно общее христианство! Да, с католиками, мол, у нас были проблемы: был царь, который в XV веке пытался нас «окатоличить», но мы его отвергли, и в итоге пришлось всех перекрестить (нам даже показывали огромный бассейн, где тысячами перекрещивали крещеных в католичество!). Но уж с вами-то мы точно одной веры! Ну да, есть свои особенности: у нас и литургия другая, и язык другой, и вообще все другое. Ну и что? Главное, что мы – христиане, а не мусульмане, что у нас общая вера в Троицу, Христа, Богородицу.

Эфиопское богослужение

— Вам приходилось бывать на эфиопском богослужении?

— В древней столице Аксум. Там три храма. Один маленький, недоступный, где хранится Ковчег Завета. Рядом с ним храм XVII века, с интересными росписями того же времени. И третий, новый огромный, храм, где мы присутствовали на рождественском богослужении.

Мы отправились туда всей группой, в которой были и мужчины, и женщины. В принципе, в храм женщин не пускают по их правилам. Но европейских гостей, всех, и мужчин, и женщин, пропустили, и даже провели на лучшие места, оказывая нам всяческие знаки внимания, даже не спрашивая о том, христиане мы или нет. Они были счастливы показать нам свой праздник, свое сокровенное и разделить его с нами. Надо сказать, что они и в нас, и в некоторых других немногочисленных туристах нашли очень благодарных зрителей и слушателей. Меня поразила эфиопская литургия, которая, судя по всему, невероятная древняя. Литургия написана на древнем сакральном языке геэз.

Вообще, с языками в Эфиопии очень сложно, потому что их там – около 80. И примерно 30 разных племен. Есть доминирующие языки, как амхарский, государственный язык Эфиопии, но на нем говорят всего 25%.

— На каком же языке эфиопы общаются между собой?

— Образованные люди – по-английски. Ситуация похожа на Индию. На севере распространен третий по значимости язык – тигринья. С нами был шофер, у которого родной язык амхарский, он ничего не понимал на тигринья, а местные люди не говорили по-амхарски. Английского простые крестьяне тоже, разумеется, не знали, поэтому между нами было ноль общения.

Возвращаясь к литургии…Понимаете когда ты попадаешь к коптам, то понимаешь, что попадаешь в древнюю практику IV-V веков, в нашем представлении довизантийскую. А когда ты попадаешь к эфиопам, то видишь христианство, не отделенное от иудаизма, иудейских богослужебных обрядов. Вспоминаются библейские образы, Давид, скакавший перед ковчегом…

-Эфиопы тоже танцуют на богослужении?

— Да. И священнослужители, и присутствующие. Литургия происходит как некий сакральный танец, разумеется, не гопак, а танец ритуальный…

— А какой танец это напоминает – хоровод?

— Нет, не хоровод. Если обратиться к очень далеким сравнениям, то менуэт. Танец сопровождается музыкой. Два основных музыкальных инструмента – колокольчики и барабаны. Люди двигаются в танцевальных движениях и звонят в колокольчики, которые держат в руках, похожие на маленькие счеты, с металлическими звенящими пластиночками. Важную роль в эфиопском богослужении играет и барабан, символический образ Тела Христова. Два камня внутри него символизируют божественную и человеческую природу Христа. Лента, которой он перевязан, есть образ погребальных пелен Христа. Мне вспоминались древние литургические толкования Софрония Иерусалимского и Германа Константинопольского. Возникало ощущение богослужения времен царя Давида. В религиозном смысле мне разделить его было трудно, но происходившее захватывало.

— Танец продолжается в течение всего богослужения?

— Рождественская служба длилась 5 или 6 часов. Люди пребывали в движении почти постоянно. Во время пауз, вероятно, священник произносил проповедь, к сожалению, из-за незнания языка мне не доступную. Хора как такового не было. Иногда они что–то пропевали, но значимой хоровой музыки, как в России, мы не слышали. Не выделялось из общей массы высшее священство. Очевидно, что присутствовало несколько епископов (это как ни как кафедральный собор Аксума!), однако, все священнослужители были одеты примерно одинаково. От простого верующего священника отличал белый тюрбан на голове. И все.

— Мне вспоминаются белые одежды эфиопов на Гробе Господнем в Иерусалиме и на Свято-Сергиевскогом подворье в Париже…

— Праздничные одежды у эфиопов – всегда белые. И у священников, и у простых прихожан. Это очень выразительно – танцующая толпа людей в белом, общий ритм сотен колокольчиков, звучание десятков барабанов. Причем, когда присутствуешь на разных литургиях, армянской, коптской… замечаешь, что все они составлены по одной матрице, даже католическая, при всей ее внешней непохожести, а тут видишь иную, довизантийскую, матрицу, которая была переработана, отчасти сознательно забыта, но в Эфиопии осталась.

Эфиопская Церковь и Ковчег Завета

-Вы еще ни разу не упомянули о том, когда и как возникла Эфиопская Церковь!

— Эфиопская Церковь появилась в начале IV века. С древнейших времен Эфиопия понимала себя как Новый Израиль. И эфиопские цари считали себя потомками Соломона. Ни больше, ни меньше. В Эфиопии до сих пор невероятно популярно предание о происхождении эфиопской цивилизации от царя Соломона, который коварно и хитроумно, как ему и подобало, соблазнил царицу Савскую. В результате их союза родился царевич Менелик.

В 20 лет он был послан к своему отцу. Тот его принял, признал и предлагал, как говорит эфиопское сказание, остаться в Иерусалиме и наследовать Соломоново царство. Но Менелик был патриотом своей страны. Тогда царь Соломон отдал ему лучших сынов Израиля, чтобы они вместе возвратились в Эфиопию и утвердили там Новый Израиль. Эти молодые люди не хотели уходить без главной святыни и украли Ковчег Завета из храма Соломона со всем его содержимым. А вы помните, что там находились и скрижали Завета, и сосуд с манной, и жезл Аарона. Ковчег Завета, со всем его содержимым, принесли в Эфиопию, а в Израиле Соломон оставил его копию. Эфиопы утверждают, что украденный Ковчег хранится до сих пор в Аксуме, но его никто не имеет права видеть (и раньше не имел). Он стоит в специально отстроенной церкви, всегда закрытой. К ней можно подойти и помолиться у ее стен.

Вообще тема Ковчега Завета и преемственности Эфиопии от Израиля в стране невероятно популярна. Важнейший элемент литургического убранства всякой эфиопской церкви – это реплика, маленькая копия Ковчега Завета, которая стоит на алтаре как знак связи и символического единства между храмом Соломона и каждым храмом Эфиопии. Один такой предмет, он называется табот, старенький, где-то 100-летней давности, из деревенской церкви, я приобрел и привез в Москву. Сам предмет уникален, потому что его аналога нет ни в одной христианской традиции. Это маленький эфиопский ковчег в виде резного деревянного ларца с крестом на вершине. С четырех сторон подобно иконостасу он раскрывается иконами Христа, Богоматери, святых, евангельских событий.

— На всех таботах набор сюжетов один?

— Он варьируется, но основные сюжеты повторяются. И ношение этого табота, или Ковчега Завета, в определенные моменты службы является важной частью литургического обряда эфиопских литий. Это освящает пространство. Вообще с идеей нового Израиля в Эфиопии связано очень многое. В частности то, что в Эфиопской Церкви никогда не было в отличие от, скажем, Греческой или Русской Церквей, такого отрицания и обличения иудаизма. Эфиопы не видели конфликта между иудейской и христианской традициями. Они считали, что это нормальная смена вещей: был ветхозаветный храм, потом возник храм новый, появилось христианство.

Как некое внешнее выражение этой нерасторжимой связи почти в каждой церкви встречается изображение шестиконечной звезды Давида, с крестом в центре. Это главный символ эфиопского христианства.

Эфиопские памятники

— Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых памятниках, которые вы видели в Эфиопии. По своему качеству, с чем они сопоставимы?

— Среди этих памятников есть великие. Если не из первой десятки, то из первой двадцатки мирового культурного наследия. Я в первую очередь имею в виду Лалибела, эфиопский Новый Иерусалим. Это древнейший в мире Новый Иерусалим, выстроенный как некий комплекс в конце XII – начале XIII веков, когда эфиопский царь Лалибела, который узнал о том, что Салах ад-Дин отвоевал у крестоносцев Иерусалим, и Иерусалим для христиан потерян, решил создать Новый Иерусалим у себя в Эфиопии. Он нашел место, скалистую гору и решил вырезать в ней Иерусалим. В итоге получился комплекс из 16 храмов, вырезанных сверху вниз. Мастера приходили на вершину скалы и начинали рыть вниз, вырезали причудливые храмы, с интерьером, с большим внутренним пространством внутри одной огромной скалы. Это абсолютно уникальный проект, который в христианской традиции должно поместить в десятку важнейших памятников мира. Лалибела – самый известный памятник в Эфиопии. Он придуман как проект Святой земли. Там есть место Голгофы, есть Елеонская гора, есть Иордан, есть место крещения, т.е. все задумано как ландшафтная пространственная икона.

В некоторых храмах осталось немного древних росписей. Хотя росписи в эфиопском храме не играли такой роли, какую они играли в византийском или древнерусском храме. Но, тем не менее, это сюжетные композиции на евангельские темы, обычно идущие фризом под потолком. Вообще само искусство иконописи и традиция иконопочитания в Эфиопии ясно сформировались лишь в XV веке.

— А до XV века изображений не было?

— Изображения были. Изображения, о которых я говорю, это конец XII века. Есть и более ранние фрески. Но не было традиции иконопочитания, как в Византии. В монофизитских Церквах сложно с иконопочитанием. Там нет агрессивного отрицания иконы, но и ярко выраженного иконопочитания тоже не существует. По всей видимости, его не было и в древней Церкви. Нам известно об ожесточенных спорах, которые велись тогда. Евсевий Кесарийский категорически выступал против святых изображений. Известно его письмо к дочери Константина Великого Констанции, где он ей объясняет, что почитать изображения нехорошо.

— Между тем в Византии уже в VI-VII веке изображения были распространены повсеместно!

— Да, но считается, что это было одной из причин иконоборчества. А в монофизитской традиции, также, как и в римской, иконоборчества не было. В XV веке один из императоров династии Соломонидов познакомился с итальянской культурой и проникся западным христианством. Именно он ввел декретами иконопочитание в Эфиопии. И с того времени и иконопочитание, и иконописание там приобрело формы, которых нет нигде в христианском мире. Сейчас в Эфиопии иконы создаются в огромном количестве. Они выполнены в одной технике, немного примитивной, экспрессивно-фольклорной, но невероятно живой и трогательной. Они во всем похожи на иконы XV века. Ничего не изменилось ни в стиле, ни в технологии. И только специалисты по эфиопской живописи, к которым я не отношусь, смогут отличить икону XV века от иконы XX века.

Ethiopia

Эфиопский храм

— Как устроен эфиопский храм?

— Эфиопские храмы – разные по устройству. Есть базиликальные храмы, есть круглые, есть крестовидные. В Лалибела 16 церквей, они все разные. Никакого стандарта церковного строительства там нет. Но главная идея заключается в том, что алтарь абсолютно закрыт. В него может зайти только священнослужитель в момент богослужения. Алтарь закрыт стенкой, а входы – плотной завесой. И то, что происходит внутри святого святых, никто не видит. Это очень интересное устройство сакрального пространства: алтарная часть не взаимодействует с пространством храма. В Византии алтарное пространство было сначала открыто и абсолютно видимо, и только потом закрылось, где-то в IX веке начался процесс, который привел в конце XIV века к появлению высокого русского иконостаса. Здесь мы видим модель ветхозаветной Святая святых, которая недоступна для непосвященных.

В районе озера Тана, с которого мы начали наше путешествие (оно известно тем, что из него вытекает Голубой Нил), храмы сделаны в виде круглых построек. Они напоминают эфиопские хижины, состоящие из трех концентрических кругов, как бы вложенных друг в друга. Центральный круг – это Святая святых, потом есть еще один уровень, вокруг алтаря круговой обход – это основной храм и еще один внешний круг – это, с нашей точки зрения, притвор. Все расписано и имеет определенное назначение в процессе богослужения. Очень важная традиция всех эфиопских храмов, тоже восходящая к ветхозаветным прообразам, это то, что можно войти, только сняв обувь, как некогда Моисей перед Неопалимой Купиной снимал сандалии. Храмовое убранство – бедное. Единственный дорогой предмет в храме, который тебе иногда показывают, это серебряные процессионные кресты. Их в Эфиопии до сих пор производят в огромном количестве. Это один из основных видов христианского традиционного искусства.

— Эти храмы на озере Тана расписаны?

— В храмах, которые стоят на озере Тана, все стены расписаны снизу доверху очень яркими картинами, как лубки. Это эфиопские жития святых. Один из самых популярных персонажей, святой, который изображается стоящим на одной ноге и с крыльями. Имя его вам ни о чем не скажет, но история – поразительная. Он придумал себе такой вид аскезы –стоять и молиться на одной ноге. Видимо, столпа поблизости не нашлось. И он много лет стоял на одной ноге и молился. В результате вторая нога отсохла, но Господь, видя его невероятное благочестие, вознаградил его крыльями. И поэтому он изображается на одной ноге с крыльями. Вот такой чудный сюжет.

Большинство сюжетов, так или иначе, узнаются, например, икона святого Георгия, который поражает дракона. Для нас, москвичей, грузин, шотландцев и эфиопов – это общий покровитель. В Эфиопии очень распространено изображение Святой Троицы, причем не в виде трех ангелов, а реально три изображения одинаковых старцев, восседающих на престоле. При этом все изображения – яркие, кричащие, декоративные, переливающиеся, шокирующие, с перехлестом. Все очень живое, простое, без византийского интеллектуализма и аристократической утонченности, все – одна эмоция. И так до сих пор осталось в их искусстве. Выходишь из храма, тут же лавка, на которой лежат абсолютно в таком же стиле написанные десятки, сотни икон от 5 см до метра размером. Многие эфиопы носят иконы на себе. Популярны и большие кресты, демонстрация своей приверженности к христианству.

Резюме эфиопского мира

— Алексей Михайлович! Вы путешествовали по всем странам бывшей Византии. Сформулируйте, пожалуйста, резюме эфиопского мира, эфиопского искусства на фоне этой общей картины Византии!

— Если резюме, т.е. что-то очень короткое – ни на что не похоже! Абсолютно особый, уникальный, глубоко христианский и глубоко потерянный для нашей цивилизации мир. Он живет в автономном режиме, и очень важен для понимания основ и истоков, но замкнут в себе. Это уникальная резервация. И, слава Богу, что в Эфиопии не оказалось каких-то ископаемых и чего-то такого, что привлекло бы алчных хозяев извне.

Там нет ощущения несчастья, но напротив подлинности и естественности бытия на фоне полной нищеты. С этим, впрочем, и в Индии сталкиваешься и поражаешься: видишь полную нищету и при этом абсолютно полноценных людей, удовлетворенных своей жизнью. Они живут в Боге, честно трудятся за сущие гроши, благодарят за эту жизнь Господа и совершенно счастливы. Это некий опыт, над которым стоит поразмыслить как о системе ценностей. Конечно, невероятно интересный пласт мировой культуры связан с Эфиопией: ни на что не похожий, сложный, глубокий. Эфиопия – очень красивая страна. Это горы, зеленые долины между гор (повторяю, это не выжженная Африка). Это привлекательные, дружелюбные, умные, достойные люди, живущие подлинными ценностями. И это дорогого стоит.

Византолог и историк искусства А.М. Лидов. Эфиопия. 2011 год

Источник

Ethiopia

Старый друг…

Эфиопский след в российской литературе, российская помощь Эфиопии в конце 20 века, поддержка СССР борьбе Эфиопии за свою независимость перед лицом итальянской агрессии в 1936 году, религиозная близость России и Эфиопии создало совершенно уникальные условия для сотрудничества между нашими странами.

В 1974 году СССР делает, казалось бы шаг к новому сближению: советским руководством был поддержан переворот, приведший к свержению эфиопского императора, а новый глава Эфиопии полковник Менгисту Хайле Мариам заявляет о решимости новых властей страны строить социализм, а затем и коммунизм.

В советских СМИ появляются хвалебные отзывы о полковнике Менгисту и возглавляемой им Эфиопской партии труда.

СССР строит в Эфиопии множество мощных современных предприятий – химический завод в Доброзете, завод по выпуску тракторов «Беларусь», танковый завод.

Между тем, улыбчивый полковник Менгисту убивает (или по крайней мере, имеет отношение к убийству) 84-летнего императора, убивает своего предшественника и своего преемника по Высшему временному военному Совету Эфиопии (ДЕРГ), развязывает войну в Эритрее. В открытом в Аддис-Абебе Музее красного террора рассказывается о сотнях преступлений режима Менгисту.

В итоге в 1990 году поддержка Менгисту со стороны СССР прекращается. Вскоре пал и сам режим, сметенный вооруженной оппозицией и их союзниками из Эритреи. Большая часть новых руководителей страны, в отличие и от Хайлие Силассие, и от Менгисту принадлежали не к амхара, а к тиграйцам.

Ethiopia

За прошедшие четверть века произошел фактический уход России из Эфиопии. Перестали летать в Эфиопию прямые рейсы Москва-Аддис-Абеба. Полностью законсервированы все построенные Россией заводы. Уволены с работы тысячи подготовленных в России специалистов, сделавшие карьеру во времена ДЕРГа.

Основные партнеры современной Эфиопии – это США и Китай. Обе страны продолжают сомнительную с точки зрения этики политику СССР: помогать, но не лезть во внутренние дела страны. Это вполне устраивает эфиопское руководство, которому нужны деньги, а не международный контроль. Китайцы выигрывает все тендеры по строительству дорог и иных объектов. Чтобы найти ключ к сердцу руководства страны, они подарили Эфиопии 200 заводов. Правда, эфиопы жалуются на низкое качество китайской техники.

Лишь в 2 местах в Эфиопии – в Российском культурном центре и в госпитале РКК — изучается русский язык. Нынешнее руководство страны не очень волнуют страницы общего прошлого. Например, бюст Пушкина, который стоял на одной из площадей столицы перенести на время ремонта площади в Национальный музей, да так его там и забыли, поставив на месте бюста великого поэта бюст современного шведского мецената, давшего деньги Эфиопии.

Госпиталь – лишь маленький островочек прежней дружбы между Россией и Эфиопией. Однако и взгляд на этот островок дает возможность понять: мы здесь чужие.

Источник

Ethiopia

Эфиопская кухня.

Если индийцы являются вегетарианцами, то эфиопы – любители мяса. И это мясо бегает по Эфиопии повсеместно.

Основой эфиопской кухни является инжира – серенькая мягкая лепешка, которая заменяет эфиопам не только хлеб, но также вилку и ложку.

Изготавливается инжира из злака под названием «тэф», а подается в виде небольшого рулона, похожего на мокрое полотенце. Когда в ресторане нам впервые принесли инжиру, я недоумевал: и зачем нам столько полотенец. Инжира оказалось кисловатым не вкус. Одна сторона лепешки – гладкая, другая – ноздреватая. Вы отрываете кусочек инжиры и берете им кусочек еды (мясо, творог, овощи и т.д.) либо макаете в подливу. Инжира имеет важное значение для жителей Эфиопии, так как содержит большое количество железа и йода, необходимые для жителей высокогорья.
Когда мы посетили деревню около монастыря Накуталаб, то по нашей просьбе гид сводил нас в эфиопский сельский дом и мы увидели процесс изготовления инжиры. Широкий противень диаметром сантиметров 50 стоит на открытом огне. Хозяйка подкладывает в огонь веточки и сухой коровий навоз, а на противень наливает что-то жидкое и коричневое. Минуты через 2 инжира готова; получается – мягкая лепешка с рванными краями. Ее перебрасывают на плетенный подносик, а с него складывают в здоровенную глиняную посуду, где уже лежит полтора десятка ее старших сестер.
Наиболее популярное мясное блюдо носит название тибсов. Это мелко нарезанные кусочки мяса, чаще всего баранина или козлятина. При этом порции достаточно большие для того, чтобы не заказывать чего-то еще.

Ethiopia

Блюдо под названием фыр-фыр готовится из мяса и инжиры, оставшейся со вчерашнего дня.

Из мяса дешевле всего в Эфиопии верблюжатина (которую едят в основном сомалийцы и афара), за ней идут баранина и говядина. Курица дорогая. Свинину эфиопы едят, но мало. Директор госпиталя рассказывал, как его знакомый эфиоп –владелец ресторана, стал выращивать поросят, но не для того, чтобы в один прекрасный день их съесть (ресторан посещало много мусульман), а для того, чтобы скармливать им отходы и избежать появления в окрестностях ресторана гиен.

А вот уток гусей, индеек, кроликов местные жители почему-то не едят. Не ловят они и рыбу. Когда россияне и белорусы приезжали на озеро и начинали ловить рыбу, то некоторые эфиопы спрашивали о том, что это они желают. Такие гастрономические капризы – весьма странная черта для страны, по которой регулярно проносится голод. Очевидно, международным организациям, которые борются с голодом в Эфиопии, надо всерьез подумать о привлечении для борьбы с голодом и данных ресурсов.

На сомалийском рынке в районе Посольства Руанды я смог реализовать свою мечту и купиь верблюжье молоко (35 бырр за 1 литр).

В Эфиопии – несколько сортов пива, которые именуются по названиям производящих их заводов: я попробовал темное пиво «амбер», что переводится, как «янтарное», а также пиво «Святой Георгий», построенное вроде бы чехам. На фирменной кружке завода: Святой Георгий, поражающий змея. Но это не герб Москвы, а герб пивного завода. Он же виднеется и на воротах завода.

Очень понравилась мне эфиопская медовуха «тэдж», которая подается в полулитровых колбах. Вроде б медовуха и не крепкая но с литра я здорово захмелел.

Только в Эфиопии я встретил фрукт под названием казмир. Но что это такое, я так и не попробовал.

Как это ни странно, в Эфиопии не вызревают огурцы; на территории госпиталя для выращивания огурцов разбили небольшую теплицу.

Источник

Ethiopia

Forum ЧТОБЫ ВОЙТИ НА ФОРУМ
и
ОБСУДИТЬ ЭТОТ МАТЕРИАЛ

Forum white

Чудеса и обыкновения народов мира. Дайджест. Volume 4. Страна одного слова — Эфиопия
0.00(0 голосов)
Понравилось?
Павел Крутов

Опубликовано Павел Крутов

МУЖЧИНА — ЭТО ТРЕЗВО, А НЕ ПЬЯНО...

Похожие статьи

Комментариев(0)

Оставить комментарий

 

Комментарии Facebook

Комментарии ВКонтакте