Примерно в 40 км от Мериды находится этот археологический и исторический объект. С одной стороны дорога очень хорошая, идёт по полям, всё вроде бы хорошо видно, но GPS очень быстро устаревает, на него рассчитывать в общем-то трудновато, потому что вот только буквально проложен маршрут на GPS, а дорогу уже построили куда то в объезд, причем в объезд очень далёкий.
Указатели абсолютно безумные, как и все указатели в Мексике и в общем несколько раз нам лично пришлось покрутиться, чтобы выйти на нужное направление. Потеряно было как минимум полчаса, потому что как ни странно, вроде бы едешь прямо, а потом выясняется, что ты едешь ну просто совсем не туда, выясняется, что ты едешь в сторону Канкуна, а надо ехать на юг, ты едешь на восток. Ну это всё в отсутствии знаков и неработающей GPS, как бы уже достаточно много табличек билбордов, которые гласят, что типа Майяпан скоро и вот справа уже заезд.
Маленькая дорожка, пыльная деревенская касса, необорудованная парковка, ну всё достаточно мило. Сидят парни, играют во что-то типа домино, пьют вино, явно местные. Билет стоит 32 песо (меньше трех долларов). Единственный официальный человек – кассир, он же сторож, машет рукой туда и оказываешь на территории, на которой нет, явно не было и уже ясно, что не будет ни одного человека, потому что даже он строго кассир записал нас в журнале наше прибытие, спросил откуда мы, они любят это спрашивать, поцокал языком, что из России и в общем в журнале было видно, что мы первые посетители за день хотя время было уже после трех часов дня, закрытие в пять это значит, т.е. нам оставалось 2 часа побродить по этому городу, чего вполне достаточно.
Невозможно сказать ни одного плохого слова в адрес Майяпана хотя бы потому, что здесь нет гринго, нет ни одного гида, нет ни одной сволочи, которая торгует всяким сувенирным барахлом и это создаёт удивительное очень приятное ощущение того, что ты как бы вот один и ты проникаешься этим, вспоминаешь какие-то вот эти жуткие легенды и это ни что тебе не мешает. Получаешь, мы получили просто несравненное удовольствие. Дружно на выходе сказали: «Вау!».
Майяпан имеет три-четыре основных точки интереса:
1 – Храм Фресок сразу слева от входа. Везде можно взобраться, везде можно полазить, подойти поближе. Очень приятные великолепные качественные фрески, которые как-то хочется повнимательнее посмотреть, к сожалению они огорожены каким – то дурацким забором с какими-то дурацкими жердями, толком не разглядишь, глаз смотрит, а камера ничего не видит, потому что солнце слепит и оно вот как бы не даёт настроиться на хороший кадр. Но глаз, в принципе, различает эти фрески, ну ясно, что фрески совсем новенькие недавно нарисованные уж больно они хорошо сохранились, так же как в Бонампаке.
2 – рядом находится, собственно говоря, объект под названием Караколь – это практически, такая же копия Караколя Чиченицкого это вроде бы как обсерватория, внутри можно побродить, также там попрятаться за какими-нибудь углами, попытаться изобразить из себя какого-нибудь такого майянского жреца или волшебника. Ну днём, конечно, не видно никаких звезд ну и собственно говоря днём обсерватория не работает, жрецы отдыхают, туристы смотрят.
Ну и 3-й объект, достойный внимания в Майяпане – это пирамида Кукулькана и то, что находится у её подножия. У её подножия находится сенот, ну он сейчас совершенно пустой – без воды, вода видно ушла глубоко вниз, на другие горизонты. Ну наверно, на ту же глубину, что в Чичен Ицу метров 30 завалено всё камнями, обвалился потолок, как говориться, и только вот такие хорошие зелёные деревья растут, которые показывают, что здесь источник воды.
А ещё у подножия пирамиды Кукулькана есть то ли это храм бывший, то ли это мастерская майянского художника. Сейчас восстановили опять эти фрески, примерно похожие на фрески в храме фресок рядом. Ну как бы всё это выглядит несколько условно не вызывает какого-то почтения, потому что ясно, что всё это на потребу туристу сделано и этот турист ещё пока не разобрался, сюда массово не валит. Может быть, что местные здесь власти рассчитывают, что турист будет валить сюда принесёт им кучу денег, бабок и капусты.
Сама пирамида Кукулькана в общем имеет тот же календарный смысл, что и её теска в Чичен-Ицу. Считается что вот эти 18 террас, которые можно насчитать на этой пирамиде символизирует число месяцев в ихнем майянском году. Число ступеней на каждой стороне составляет 65, соответственно 4 стороны, 65 умножить 4, получается 260, т.е. это число дней в религиозном варианте года майя. Всё это носит такой сакральный религиозный смысл, потому что пирамидка как бы с наружи кажется маленькой, она намного меньше чем в Чичен-Ицу, если что-то у неё очень крутые отвесные ступеньки, намного опаснее забираться, чем где бы то ни было в майянском мире на майянских развалинах, очень опасная пирамида, но залезть можно, никто не мешает, потому что ни одного человека – ни смотрителя, ни охранника нет. А на верху располагается какая-то такая площадка, которая тоже хорошо отстроенная ну вроде бы символизирующая бывшего на этом месте некий храм.
Так вот сама по себе религиозная основа здесь примерно так прослеживается, это если здесь у нас число ступеней символизирует ихний 260-ти дневный религиозный календарь, то в Чичен Ицу, если помните, число ступеней символизирует ихний природный календарь, ну вернее наш природный календарь – 365 дней в году, вот такая взаимосвязь прослеживается между двумя этими городами.
Помимо того, взаимосвязь здесь чётко обнаруживается наличием Караколя, это вот этой вот обсерватории такой, которая как бы на раковину улитки похожа, нигде, кстати, больше не встречающейся в майянских достопримечательностях. Ну и плюс вот этот синод опять же. Расположение немножко другое, но это не важно. Главный принцип здесь всё равно прослеживается и он соблюдён.
Помимо конечно всех этих красот обычно здесь на туристических схемах указывают дворцы знати, указывают какие-то там королевские покои, дома жрецов. Ну в общем всё компактненько, т.е. мило компактно и жарко.
Таким образом Майяпан, конечно, обязателен к посещению самостоятельного туриста, потому что именно в комплексе, именно в сумме вот этих руин Чичен-Ицы и Майяпана как-то наступает некий баланс.
Центральная Америка – один из самых интересных регионов нашей планеты, куда надо обязательно ехать за приключениями, и делать это желательно (если не сказать исключительно) без помощи турфирм, и прочих “кровососов”!
Поэтому будет достаточно просто внимательно ознакомиться с нашими материалами – и вперед: к относительно древним индейским руинам, белоснежным пляжам и заставленными достопримечательностями городам, в бары и рестораны, по ночам наполненные легко доступными девочками и очаровательными мальчиками, в сувенирные и просто шопы, битком набитые товаром …
Перед Вами одна из нескольких десятков серий большого цикла о том, как надо самостоятельно путешествовать по одной из самых известных частей Мезоамерики, мексиканскому полуострову Юкатан.
Вот какие замечательные и интереснейшие места Вы увидите, если заинтересуетесь нашим великолепным, правдивым (рассчитанным, кстати, не только на настоящих путешественников, но и на всех туристов, собирающихся в этот необыкновенный, и до сих пор не исследованный до конца регион), первым в мире “Путеводителем по Юкатану для самостоятельных путешественников” на русском языке:
– древние развалины майянских и тольтекских городов. Это Эк Балам, Чичен-Ица, Дзибильчальтун, Майяпан, Хопельчен, Эль Табаскеньо, Дзибильнокак, Эль Табаскеньо, Дзибильнокак, Очоб, Эцна, а также города маршрута Пуук Ушмаль, Кабах, Сайиль, Шлапак, Лабна;
– современные туристические центры и курорты Канкун, Вальядолид, Мерида, Прогресо, Тикуль, Хопельчен, Кампече, Чампотон, Эскарсега;
– национальный Парк Селестун и пляжи Варадеро;
– пещеры и сеноты (подземные бассейны). Это сеноты Dzitnup, пещеры Баланканче, пещеры Лолтун.
И в специальном большом разделе откровенно, без рекламных трюков и экивоков, авторы рассказывают (и, что особенно ценно, показывают) куда, как и за сколько можно залезть в этой жопе мира. :whistle:
То есть для Вас сделаны подробные и дотошные разъяснения о технической стороне самостоятельного путешествия по Мексике: о визах и деньгах, о страховке и безопасности на просторах юкатанщины и мексиканщины, о покупке авиабилетов, об аренде авто и отелей, и, что очень важно для бледнолицых, незабываемом местном питании и колоритном питье …
Самостоятельные путешествия по Центральной Америке с конца двадцатого века стали не только дороги, но и опасны. Возросший уровень национального самосознания коренных народов привел их к мысли, что “белые” люди вообще, а туристы в частности им должны по жизни, что автоматически приводит к негативным последствиям. :negative:
Ценителей “древней” истории этой части мира, и просто любопытствующих грабят гопники и организованные банды, травят и обирают всегда дешёвые проститутки, мафиози берут в заложники, а полицейские вымогают подачки и прессуют в случае отказа … :scratch:
И, тем не менее, Центральная Америка – один из самых интересных регионов нашей планеты, куда надо обязательно ехать за приключениями, и делать это исключительно самостоятельно!
Ведь ни одна туристическая контора не покажет Вам скрытые в джунглях редкости, не отведёт в нормальный, эндемичный ночной клуб Канкуна, и не доставит Вам наслаждение просидеть полдня у подножия вулкана Попокатепетль и, потягивая холодную “Корону”, наблюдать за очередным извержением этого непоседы B-) …
Александр Гринин и Юлия Махмутова арендовали машину в Канкуне, и, усадив на заднее сидение свою двухлетнюю дочку Машу, покатили по дорогам мексиканщины.
За два месяца они побывали практически в самых глухих уголках этой страны. Мало того, они также наследили и в Белизе, и в Гватемале, и в Сальвадоре с Гондурасом, о чем, конечно, они нам расскажут в отдельных темах … :mail:
Матерьялец собран необъятный, и правильно отсортировать/разложить его по временным и территориальным “полочкам” на сайте вряд ли получится даже у наших Авторов … :wacko:
Не волнуйтесь, пожалуйста, дорогие друзья, потому что мы предлагаем посмотреть это увлекательное шоу целиком, без рекламы, в отличном качестве и в удобное время!
Жмите на кнопки ниже, и получайте удовольствие:
[alert type=”alert-danger or {alert-notice,alert-success,alert-info,alert-danger,alert-warning}” title=””]
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
Путеводитель по Юкатану для самостоятельных путешественников. Фильм Первый
Канкун, Эк Балам, Вальядолид, Сеноты Dzitnup, Пещеры Баланканче, Чичен-Ица, Мерида
Национальный Парк Селестун
Cancún, Ek Balam, Valladolid, Dzitnup, Balamkanche Caves, Chichen Itza, Chichen Itza, Celestun
Время: 123 мин; Формат: fullHD, mp4; Размер: 1.98 Гб.
{default,primary,success,info,warning,danger}” icon=”fa-shopping-cart or{ fa-twitter, fa-css3, fa-facebook-square,
fa-search, fa-mobile-phone, fa-star, fa-remove, fa-zoom-in, fa-trash, fa-download,…}” size=”lg or {lg,md,sm,xs}”
]КУПИТЬ и СКАЧАТЬ 333 руб.
[/buttons]
[/alert]
[alert type=”alert-danger or {alert-notice,alert-success,alert-info,alert-danger,alert-warning}” title=””]
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
Путеводитель по Юкатану для самостоятельных путешественников. Фильм Второй
Дзибильчальтун, Прогресо, Майяпан, Тикуль, маршрут Пуук, Ушмаль, пещеры Лолтун, Кабах, Сайиль, Шлапак, Лабна
Dzibilchaltun, Progreso, Mayapan, Ticul, Ruta Puuk, Uxmal, Loltun Cave, Kabah, Sayil, Xlapak, Labna
Время: 117 мин; Формат: fullHD, mp4; Размер: 1.97 Гб.
{default,primary,success,info,warning,danger}” icon=”fa-shopping-cart or{ fa-twitter, fa-css3, fa-facebook-square,
fa-search, fa-mobile-phone, fa-star, fa-remove, fa-zoom-in, fa-trash, fa-download,…}” size=”lg or {lg,md,sm,xs}”
]КУПИТЬ и СКАЧАТЬ 333 руб.
[/buttons]
[/alert]
[alert type=”alert-danger or {alert-notice,alert-success,alert-info,alert-danger,alert-warning}” title=””]
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
Путеводитель по Юкатану для самостоятельных путешественников. Фильм Третий
Хопельчен, Эль Табаскеньо, Дзибильнокак, Очоб, Эцна, Кампече, Чампотон, пляжи Варадеро, Эскарсега
Hopelchen, El Tabasqueno, Dzibilnocac, Hochob, Edzna, Campeche, Champotón, Playa Varadero, Escárcega
Время: 66 мин; Формат: fullHD, mp4; Размер: 1.83 Гб.
{default,primary,success,info,warning,danger}” icon=”fa-shopping-cart or{ fa-twitter, fa-css3, fa-facebook-square,
fa-search, fa-mobile-phone, fa-star, fa-remove, fa-zoom-in, fa-trash, fa-download,…}” size=”lg or {lg,md,sm,xs}”
]КУПИТЬ и СКАЧАТЬ 333 руб.
[/buttons]
[/alert]
[alert type=”alert-danger or {alert-notice,alert-success,alert-info,alert-danger,alert-warning}” title=””]
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
Путеводитель по Юкатану для самостоятельных путешественников. Фильм Четвёртый
(технические вопросы самостоятельного путешествия по МЕКСИКЕ)
ВИЗА, СТРАХОВКА, БЕЗОПАСНОСТЬ, ДЕНЬГИ и КАРТЫ, АВИАБИЛЕТЫ, АРЕНДА АВТО, GPS и ТЕЛЕФОНИЯ, ОТЕЛИ, ЕДА и ПИТЬЁ
Время: 85 мин; Формат: fullHD, mp4; Размер: 1.97 Гб.
{default,primary,success,info,warning,danger}” icon=”fa-shopping-cart or{ fa-twitter, fa-css3, fa-facebook-square,
fa-search, fa-mobile-phone, fa-star, fa-remove, fa-zoom-in, fa-trash, fa-download,…}” size=”lg or {lg,md,sm,xs}”
]КУПИТЬ и СКАЧАТЬ 333 руб.
[/buttons]
[/alert]
Мы с некоторым сожалением констатируем, что за качественные материалы в наше время принято платить, и этот видеопутеводитель по Юкатану не исключение. Слишком дорого такие программы обходятся создателям!
Просим уважаемых Зрителей рассматривать покупки контента на нашем сайте как своеобразную спонсорскую помощь Авторам, что позволит им продолжать создание информационных продуктов, и, естественно, улучшать их качество…
Итак, давайте подробнее изучим один из маршрутов по знаменитому полуострову Юкатан, родине и матке цивилизации майя.
А теперь, как обычно (чтобы два раза не вставать B-), то есть всё собрать в одном месте, и не тратить зря время на поиски информации), приложим к описанию этой достопримечательности материалы, найденные в Сети:
Майяпа́н — постклассический город майя в северо-западной части полуострова Юкатан в Центральной Америке, в 40 км к юго-востоку от Мериды. Поселения на территории городища прослеживаются с классической эпохи, а полностью оставлено жителями оно оказалось в XVI в.[1] Расцвет Майяпана приходится на XIII – 1-ю пол. XV вв., когда город являлся центром крупной политии (в историографической традиции известной как Майяпанская Лига), охватывавшей значительную часть Юкатанского полуострова.
Этимология
Полные древние названия города юк. Ichpaa Mayapan и Tankah Mayapan представляют собой двуязычные майя-науатльские конструкции (букв. «Внутри крепости Майяпан» и «В центре селения Майяпан»). Этимология «знамя майя», встречающаяся у Диего де Ланды, ошибочна, и в действительности Mayapan (букв. «В [месте] майя») — распространенный науатльский топоним на -pan.
История
По одной традиции (в хрониках, записанных в 16 в. в «Книгах Чилам-Балам») Майяпан впервые упомянут в конце XII — начале XIII вв., в связи с тем, что Хунак-Кеель, служивший у правителя Ах-Меш-Кука, был брошен в колодец в качестве жертвы, спасся и сам занял трон. Затем он возглавил восстание против Чич’ен-Ицы, захватил и разрушил её. В отместку потомки жителей Чич’ен-Ицы через несколько десятилетий захватили Майяпан. Согласно другой традиции (в «Сообщении о делах в Юкатане» Диего де Ланды, Майяпан был основан мифическим правителем Кукульканом. Между 1263 и 1283 гг. к власти в М. при помощи наемников, говоривших на науаских языках, пришла династия Коком. Государство Кокомов контролировало всю территорию Северного Юкатана. Опора на чужеземных наемников вызвала недовольство подвластных правителей, прежде всего династии Шиу из Ушмаля. В 1441 г. Ах-Шупан Тутуль-Шиу поднял восстание, захватил Майяпан и истребил правящий дом, за исключением одного из сыновей правителя, который в это время возглавлял торговую экспедицию на территорию Гондураса). Спасшийся царевич основал новое царство со столицей в Сутутха (совр. Сотута), просуществовавшее до испанского завоевания.
Правители Майяпана из династии Кокомов носили науаский титул котекпан («находящийся во дворце»), их небесным покровителем считался Кукулькан-Кецалькоатль, культ которого стал обязательным для подчиненных земель. Зависимые правители постоянно жили в столице или имели там своих управляющих — кальваков. Верховный жрец Майяпана носил титул ах-май («тот, кто от даров»).
Руины Майяпана были открыты Дж. Л. Стефенсом и английским художником Ф. Казервудом в 1841 г. Стефенс первым отождествил их с городом, упомянутым у Ланды и в других испанских источниках XVI—XVII вв. Научные исследования ведутся с 1930-х гг. Работы Института Карнеги в Майяпане в 1951-55 при участии ряда ведущих специалистов (в том числе Г. Поллока, Дж. Брэйнерда и Т. Проскуряковой положили начало комплексному исследованию городов майя, включая изучение церемониальной зоны, жилых кварталов и др. Раскопки возобновлены в начале 1990-х гг., с 1996 г. — мексиканской экспедицией Карлоса Пераса, с 2001 — в рамках проекта по изучению экономики Майяпана (Университет штата Нью-Йорк в Олбани и Национальный институт антропологии и истории).
Архитектура
Город был окружён каменной стеной длиной около 9 км с 7 большими крытыми воротами и 5 проходами; включал около 4000 построек (по современным оценкам до 20 тыс. чел.), образующих усадьбы, окруженные каменными заборами; несколько усадеб имели общий забор и разделялись улочками. Дома простых горожан были на каменном фундаменте, состояли из 2 комнат; усадьбы знати (известно более 50) включали каменную постройку с колоннами и деревянной крышей (под её полом встречаются погребения), 1-комнатное святилище с колоннадой, алтарь в центре двора. Ядро Майяпана располагалось в западной части города, включало пирамиды и залы с колоннадами на платформах, там же, на краю сенота (карстового колодца), находилось главное здание — Храм Кукулькана, округлая в плане ступенчатая пирамида; её нижние уровни украшены штуковыми изображениями божеств смерти с оружием в руках. Стены некоторых зданий покрыты росписями в стиле Миштека-Пуэбла. В залах с колоннадами встречается много церемониальной керамики (в осн. фигурные антропо- и зооморфные курильницы) и нет погребений. Предполагают, что это описанные Ландой мужские дома, по другой версии, это жилища для паломников или административные здания, связанные с городами, подчинёнными Майяпану. Зал Q151 украшен каменными масками бога дождя Чака в стиле Пуук. Была возрождена традиция майя классического периода воздвигать стелы с иероглифическими надписями, в том числе известны 3 стелы, приуроченные к окончанию 20-летних календарных периодов (1244, 1283, 1441).
Торговля
Майяпан был важным торговым центром, поддерживавшим контакты с побережьем Мексиканского залива и территориями в Центр. Мексике. Среди моногочисленных импортных изделий керамика, обсидиан (месторождения Иштепек в горной Гватемале — 95 %; Пачука в Центральной Мексике — 5 %), медные бубенчики и др. Изучались керамические мастерские (изготовление фигурных курильниц типа Чен-Муль и др.), мастерские по обработка кремня и обсидиана. С местным производством связаны керамические антропоморфные фигуры высотой около 1 м, каменные колонны в виде змей и др.
Майяпан – город народа майя, располагавшийся на севере полуострова Юкатан. Этот город пережил свой подъем в средний постклассический период, с 1200 по 1450 годы нашей эры. В это время на всей территории полуострова Юкатан ощущалось влияние Майяпана.
Центр города занимал площадь около 5 квадратных километров, эта территория была плотно застроена. Протяженность Майяпана составляла 3 километра, а ширина 2 километра. При этом он был хорошо укреплен.
Город был густонаселен – как внутри городской стены, так и за её пределами удалось раскопать множество домов. Правители государств, относящихся к территории, подвластной Майяпану, жили внутри города. В нем проживало не только высшее сословие, но и простое население, занимавшееся предположительно сельским хозяйством. В территории около 500 квадратных метров были сосредоточены монументальные строения. По примеру города Чичен-Ица в Майяпане тоже было возведено круглое здание, храм Кукулькана, которое возвышается на его центральной площади. Самое большое различие между храмом Кукулькана и храмом Эль-Кастильо в Чичен-Ице состоит в том, что в Майяпане здание храма намного ниже, и в нем отсутствует внутренняя лестница. Перед храмом возведены платформы, также повторяющие платформы храма Эль-Кастильо. К востоку от здания храма Кукулькана находится сенот, природный карстовый колодец. На площади расположены колоннады, окруженные домами знати, храмами, святилищами и круглыми зданиями. Скульптуры на зданиях состояли из фигур людей, ягуаров, змей.
Пирамиды, расположенные в Майяпане, как и пирамиды в других городах майя, имеют со всех четырех сторон лестничные входы, символизирующие 4 стороны света. Балюстрады обрамлены змеевидными фигурами, что является формой художественного выражения постклассического периода. Стены зданий были построены из дерева и покрыты штукатуркой или гипсом, а крыша – материалами растительного происхождения.
В течение постклассического периода майя возводили на прибрежной территории озера Петен-Ица, а также на севере Белиза вплоть до мексиканского штата Кинтана-Роо и Северного Юкатана, монументы и стелы, покрытые штукатуркой. На стелах в Майяпане вырезаны в классическом стиле иероглифические даты окончания циклов, катунов (продолжительность катуна составляет 7200 дней или 19 лет 265 дней).
В 9-м веке был основан город Чичен-Ица, который в период с 1000 по 1200 годы (ранний постклассический период) стал центром власти на севере Юкатана. Чичен-Ица подчинила своему влиянию основную часть северной низменности полуострова Юкатан. Господство этого города продолжалось, пока около 1200 года власть не захватил его соперник, Майяпан, который стал экономической империей северной части Юкатана и определял экономические и политические права маленьких государств. Это влияние город сохранял почти до самого прихода испанцев, т.е. приблизительно до 1500 года (период с 1200 по 1500 годы соответствует позднему постклассическому периоду).
Предполагается, что Майяпан отобрал власть у Чичен-Ицы путем политических интриг. Считается, что военную поддержку Майяпану в борьбе против Чичен-Ицы оказал портовый город Шикаланго, являвшийся союзником Майяпана. Однако эти сведения не являются полностью подтвержденными.
Здания в Майяпане не такие большие и просторные, как в Чичен-Ице. Причиной этого является существенная переориентация в политическом и экономическом плане. Общественная энергия стала вкладываться в производство и обмен товарами. Улучшенная система рынка способствовала более справедливому участию в экономике всех членов общества. С одной стороны, эта экономическая система была выгодна предпринимателям, а с другой стороны, она уменьшала различия между высшим сословием и остальной частью населения. Благодаря этому благосостояние стало доступным для большего числа людей. Но это отрицательно сказалось на архитектуре, расходы на которую были уже не такими большими, как прежде. Однако это было не шагом назад по сравнению с прошедшим классическим периодом, а, скорее, проявлением смещения экономических приоритетов и новых общественных стандартов.
Внутренняя политическая структура различных территорий различалась. Структура некоторых территорий была иерархической, т.е. они управлялись правителем, халач-виником. Он правил подвластной ему территорией из столицы. Правители и чиновники подчиненных городов контролировали общественную жизнь, собирали дань и решали для правителя другие организационные задачи. Другие провинции не имели четко выраженной иерархической структуры управления. В Майяпане существовала система коллегиального управления, представленная несколькими влиятельными династиями, проживавшими в самом центре столицы. Территория влияния города возникла в результате конфедеративного объединения различных территорий в так называемую Майяпанскую лигу.
Согласно документам колониального периода, город был разрушен около 1441 года. В настоящее время археологи занимаются поиском подтверждений этого факта.