WeTravel 64

На рубеже 19-го и 20-го веков в отсталой Мексике появился вооруженный новыми технологиями и деньгами консул США Эдвард Томпсон (Edward Herbert Thompson), говорят большой романтик и любитель тайн и загадок прошлого. Вооружен он был землечерпалкой и водолазными костюмами для технических работ, а деньгами – для политико-экономических. Туземцы продали американцу всю территорию современной Чичен-Ицы, и тот на несколько лет скрылся за высоченным забором.

Edward Herbert Thompson 1

Эдвард Томпсон. Edward Herbert Thompson

Поначалу – нулевой эффект: ну не черпаются в Сеноте золотые украшения, нефритовые драгоценности, останки жертв обоего пола, только один мусор и грязь.

Наблюдатели уже открыто хохочут и издеваются над фантазером. И тогда, как и в свое время у Шлимана – вдруг попёрло! Да еще как. Тут тебе и отполированные белые черепушки молоденьких девушек, и пара золотых висюлек с индейским орнаментом, и даже почти целый керамический горшок!

Сейчас вся эта отмытая фигня спрятана в Гарварде, и со своей нетолерантной стороны мы с Юлей убеждены, что то, что хранится в американских музеях и выдается за бесценные находки Эда Томасона, им же самим и было куплено на базаре в Мериде, брошено в Колодец Смерти и потом спокойненько, за забором и без археологического пригляда через пару лет вытащено на свет божий.

И теперь ни один настоящий исследователь никогда не докажет обратного, потому что мастерство не пропьешь, а американцы как раз тогда становились большими мастерами мистификаций и подделок на глобальном уровне, взять хотя бы строительство Мачу-Пикчу, или полеты на Луну чуть позже…

Кстати, зацените дикий и беспрецедентно жестокий миф на тему этого святого местечка (только смотрите не ранее, чем через 3-4 часа после приёма пищи B-) ):

Сказки древних майя. Про священные неистовства царей, жрецов и крокодилов

croc 8

Самостоятельные путешествия по Центральной Америке с конца двадцатого века стали не только дороги, но и опасны. Возросший уровень национального самосознания коренных народов привел их к мысли, что «белые» люди вообще, а туристы в частности им должны по жизни, что автоматически приводит к негативным последствиям. :negative:

Ценителей «древней» истории этой части мира, и просто любопытствующих грабят гопники и организованные банды, травят и обирают всегда дешёвые проститутки, мафиози берут в заложники, а полицейские вымогают подачки и прессуют в случае отказа … :scratch:

И, тем не менее, Центральная Америка — один из самых интересных регионов нашей планеты, куда надо обязательно ехать за приключениями, и делать это исключительно самостоятельно!

Ведь ни одна туристическая контора не покажет Вам скрытые в джунглях редкости, не отведёт в нормальный, эндемичный ночной клуб Канкуна, и не доставит Вам наслаждение просидеть полдня у подножия вулкана Попокатепетль и, потягивая холодную «Корону», наблюдать за очередным извержением этого непоседы B-)

Александр Гринин и Юлия Махмутова арендовали машину в Канкуне, и, усадив на заднее сидение свою двухлетнюю дочку Машу, покатили по дорогам мексиканщины.

За два месяца они побывали практически в самых глухих уголках этой страны. Мало того, они также наследили и в Белизе, и в Гватемале, и в Сальвадоре с Гондурасом, о чем, конечно, они нам расскажут в отдельных темах … :mail:

Maya. Mexico 02

Матерьялец собран необъятный, и правильно отсортировать/разложить его по временным и территориальным «полочкам» на сайте вряд ли получится даже у наших Авторов … :wacko:

Не волнуйтесь, пожалуйста, дорогие друзья, потому что мы предлагаем посмотреть это увлекательное шоу целиком, без рекламы, в отличном качестве и в удобное время!

Жмите на кнопки ниже, и получайте удовольствие:

 

!

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
Путеводитель по Юкатану для самостоятельных путешественников. Фильм Первый
Канкун, Эк Балам, Вальядолид, Сеноты Dzitnup, Пещеры Баланканче, Чичен-Ица, Мерида
Национальный Парк Селестун
Cancún, Ek Balam, Valladolid, Dzitnup, Balamkanche Caves, Chichen Itza, Chichen Itza, Celestun

Время: 123 мин; Формат: fullHD, mp4; Размер: 1.98 Гб.

Мы с некоторым сожалением констатируем, что за качественные материалы в наше время принято платить, и этот видеопутеводитель по «Дикому Западу» Соединённых Штатов не исключение. Слишком дорого такие программы обходятся создателям!

Просим уважаемых Зрителей рассматривать покупки контента на нашем сайте как своеобразную спонсорскую помощь Авторам, что позволит им продолжать создание информационных продуктов, и, естественно, улучшать их качество…

Итак, давайте подробнее изучим один из маршрутов по знаменитому полуострову Юкатан, родине и матке цивилизации майя.

Mayapan Panorama 1024

А теперь, как обычно (чтобы два раза не вставать B-) , то есть всё собрать в одном месте, и не тратить зря время на поиски информации), приложим к описанию этой достопримечательности материалы, найденные в Сети:

Из этого глубокого природного колодца древние майя, даже несмотря на засуху, никогда не брали воду. Священный колодец (сенот) в Чичен-Ице был местом религиозного паломничества, сюда приходили, чтобы принести жертвы Юм-Кашу, богу лесов и полей, и бросали в сенот не только драгоценности, но и прекрасных девушек.

Древний город майя Чичен-Ица на полуострове Юкатан прославился среди туристов своими прекрасными архитектурными сооружениями, среди которых наиболее впечатляет ступенчатая пирамида Пернатого змея — таинственный храм Кукулькана. Однако не менее загадочен Священный сенот — его еще называют Колодец смерти, Колодец жертв или Колодец мертвых девственниц. Это гигантская естественная карстовая воронка диаметром около 60 метров и примерно такой же глубины.

Согласно легендам и письменным источникам испанских хронистов, в Колодец смерти в период засухи майя бросали молодых красавиц и ценные вещи. Эти жертвы приносили индейским божествам, чтобы вымолить у них дождя для иссушенной земли. Дело в том, что рек на Юкатане почти нет, а дождевая влага легко просачивается через пористый известняк и сразу уходит в землю, поэтому все земледелие майя напрямую зависело от атмосферных осадков, и засуха здесь была настоящей катастрофой.

Впервые о Колодце смерти в древнем городе Чичен-Ица упомянул еще в 1566 году испанский епископ Диего де Ланда, который в свое время усиленно боролся с язычниками на полуострове Юкатан, где обитали племена индейцев майя. Он писал о майя: «Был у них обычай бросать в этот колодец живых людей, и они верили, что люди те не погибают, хотя никто их больше не видел». Охотников за сокровищами особенно заинтересовало упоминание де Ланды о том, что в колодец попадали не только люди, но и драгоценности. Майя «бросали туда и многое другое, — отмечал де Ланда, — например, самоцветы и вещи, которые считали наиболее ценными. И если было в их стране золото, то в этом колодце должна была бы находиться большая часть его, так велико было почтение, которым индейцы окружали это место».

Неизвестно, пытались ли испанские конкистадоры достать сокровища со дна колодца, но в любом случае такие попытки были обречены на неудачу — большая глубина и 11-метровый слой грязи и ила служили надежным препятствием для любителей наживы.
Первую попытку обследовать дно колодца и достать драгоценности предпринял в 1882 году француз Дезире Шарнэ. Он с большим трудом доставил в Чичен-Ицу две землечерпалки, однако так и не смог начать работы из-за того, что неправильно оценил глубину колодца.

Первое обстоятельное изучение Священного сенота связано с именем Эдварда Томпсона, который в 1885 году получил место консула США на Юкатане. Томпсон специально добивался этого назначения, хотя его совсем не привлекала подобная работа. Он просто стремился совмещать полезное с приятным, изучая цивилизацию древних майя. Особенно Томпсона интересовал Колодец смерти, ведь новоиспеченный консул поверил записи де Ланды о том, что там, на дне, должны храниться несметные сокровища.

Эдвард Томпсон не был археологом, однако он настолько увлекался историей, что решил буквально посвятить свою жизнь исследованию Священного сенота. Он истратил почти все свое состояние, чтобы стать владельцем асьенды Сан-Исидоро, на территории которой находился колодец. Остаток денег ушел на закупку необходимого оборудования. С большими сложностями из США в Чичен-Ицу доставили специальную землечерпалку, которую в 1904 году установили на южной стороне сенота.

Что же было на дне?

Землечерпалка исправно поставляла со дна сенота все новые и новые порции грязи, которую тщательно просматривали нанятые Томпсоном индейцы. Длительное время кроме камней и полусгнивших веток ничего не попадалось, но вот индейцы обнаружили два странных шарика, которые оказались комками копаловой смолы, используемой майя при всех религиозных обрядах. Потом землечерпалка извлекла прекрасно сохранившийся череп (как установили потом, молодой девушки) и пару женских сандалий, что подтвердило записи де Ланды о человеческих жертвоприношениях.

Хотя с помощью землечерпалки из колодца продолжали появляться кости жертв и древние предметы — сосуды, деревянные орудия, обсидиановые ножи, куски нефрита, — Томпсон понимал, что только погрузившись на дно сенота, можно обследовать все его впадины и расщелины и найти наиболее ценные предметы.

В 1909 году Томпсон вызвал телеграфом двух греческих водолазов, которые доставили к колодцу все необходимое оборудование. Эдвард был полон решимости лично спуститься на дно и поэтому за короткий срок прошел «курс молодого водолаза». Индейцы с тревогой наблюдали, как их хозяин, которого они за годы совместной работы успели полюбить, уходил под воду. Они считали, что на дне колодца обитают злые духи и страшные чудовища.

Ни духов, ни чудовищ на дне колодца Томпсон не увидел, там царила абсолютная тьма. И хотя искать сокровища приходилось на ощупь, находки следовали одна за другой. Это были статуэтки из нефрита, золотые фигурки, колечки и колокольчики, оружие и предметы быта древних майя. Энтузиаста особенно поразили золотые рельефные диски с религиозными и военными эпизодами из жизни индейцев. Среди наиболее важных находок оказались прекрасная золотая маска и золотая же корона, украшенная изображением Пернатого змея.

Однажды Томпсон, находясь в колодце и раздумывая о новых находках, перед подъемом забыл про воздушные вентили и стал подниматься на поверхность с огромной скоростью. Хотя он, все-таки успел их открыть, его сильно ударило о дно понтона, вследствие чего Томпсон практически потерял слух на всю оставшуюся жизнь. Некоторые склонны видеть в этом происшествии некое подобие проклятия фараонов, считая, что таким образом человек понес наказание за вторжение в царство мертвых и осквернение древних святынь. Однако не стоит забывать, что археолог-любитель был довольно неопытным водолазом, к тому же, несмотря ни на что, ему удалось осуществить свою мечту и раскрыть тайну Священного сенота. В результате исследований была собрана весьма впечатляющая коллекция прекрасных ювелирных изделий и предметов быта древних майя, которую Томпсон передал в дар музею Пибоди при Гарвардском университете.

Однако содержимое Колодца смерти не давало покоя и другому исследователю, мексиканскому археологу Давалосу Уртадо, который считал, что Томпсон со своим примитивным оборудованием не смог полностью извлечь все исторические ценности, накопленные там веками. В 60-е годы прошлого века Уртадо, используя современный землесосный снаряд и помощь целой команды аквалангистов, предпринял новый штурм Священного сенота.

Ожидания мексиканского ученого полностью оправдались — в первый же день из недр колодца достали каучуковую фигурку божества, и это было только начало. Хотя золотых предметов команда Уртадо не нашла, все, что они выудили из колодца, с исторической точки зрения оказалось бесценным — тысячи фрагментов изделий из хлопковой ткани, немало плетеных и деревянных предметов, среди которых была и диковинная маска.
Давалос Уртадо мечтал на время осушить Колодец смерти и извлечь полностью все древности с его дна, но осуществить эту идею он не успел, умерев довольно рано.

Инициатором третьего этапа подводного обследования колодца в Чичен-Ице был Ф. Кирк Джонсон. В 1967 году в сенот был засыпан хлор, который на время уничтожил мелкие водоросли и сделал воду прозрачной. Благодаря этому удалось достать множество керамических изделий и различные фрагменты человеческих останков.

К сожалению, «раскопки» сенота невозможно было производить как положено, слой за слоем, поэтому археологи датировали поднятые со дна предметы, сравнивая их с аналогичными находками из других мест. Любопытно, что многие обнаруженные в колодце вещи, которые ученые отнесли к наиболее ранней эпохе, перед тем, как попали в сенот, были намеренно повреждены — статуэтки из нефрита разбиты, а изделия из золота смяты.

В ранний период, с IX по XI век н.э., когда Чичен-Ица переживал свой расцвет, богам жертвовалось множество изделий из нефрита и золота, а в поздний период, особенно в XIII-XVI веках, правящая элита города уже обеднела, поэтому в колодец бросали в основном медные колокольчики, резные деревянные предметы и сосуды с остатками сожженной копаловой смолы.

Хотя, по древней легенде, в жертву сеноту приносились прекрасные девушки, и его даже называли Колодцем мертвых девственниц, исследование нескольких десятков человеческих останков, извлеченных со дна, показало, что ритуальными жертвами были не только девушки, но и мужчины, и даже дети.

Все обнаруженные в колодце предметы и ювелирные изделия составили великолепную коллекцию, прекрасно иллюстрирующую историю легендарной цивилизации древних майя.

Источник

Chichen Itza - pyramid El Castillo - Temple of Kukulcan, Yucatan, Mexico 02

К началу испанского завоевания большая часть полуострова Юкатан была разделена между 16-ю небольшими индейскими государствами. Каждое из них называлось «кучкабаль», что испанцы перевели как «провинция». Между правителями этих государств велись непрерывные войны из-за спорных земель, ради добычи, рабов и т. д. Эти мелкие «кучкабаль» дважды объединялись в более обширное государственное образование, потом и оно распадалось, а к X веку власть на полуострове Юкатан захватили тольтеки. Их столицей стал город Чичен-Ица — самый могущественный в этом районе, и правители его собирали с соседних племен большую дань.

На полуострове Юкатан — плоской равнине, выжженной солнцем, — нет ни рек, ни озер, ни ручьев. Лишь редкие естественные колодцы (сеноты, представляющие собой карстовые воронки) постоянно хранят драгоценную влагу. Там, где были сеноты, там и развивались центры цивилизации майя.

Место, на котором в VI веке был основан Чичен-Ица, в этом отношении было особенно благоприятным. Здесь желтоватая равнина прерывается сразу двумя сенотами, стоявшими друг от друга на расстоянии 800 метров. Один из колодцев был источником питьевой воды для города, на главной площади которого тольтеки построили ступенчатую пирамиду в честь своего бога Кукулькана. На расстоянии трех полетов стрелы от пирамиды располагался священный «Колодец смерти», почти в неизменном виде сохранившийся до нашего времени. В нем жил Юм-Чак — бог дождя и влаги. Если бог будет гневаться, то все на земле погибнет: деревья, растения, птицы, звери. Без дождя погибнут и сами люди, останутся только высокие горы и бездонное небо.

Священный колодец представлял собой омут огромных размеров, с желтовато-белыми стенами, покрытыми зеленью ползучих растений. Почти круглый, словно его специально кто-то выстроил, сенот достигал в диаметре — от одного края до другого — почти 60 метров. Расстояние от верхней кромки сенота до мутной глади воды — около 25 метров, а на дне его живут боги, и среди них могущественный Юм-Чак. Чтобы бог проявлял милость, ему нужны были многочисленные жертвы, особенно красивые девушки, он ждал их на дне священного колодца.

После богослужений в святилищах Чичен-Ицы жрецы укладывали роскошно одетые жертвы на катафалк и несли по священной дороге к «Колодцу смерти». Паломники из окрестных городов собирались на церемониальной площади перед храмом-пирамидой, гремели барабаны, трубили изготовленные из морских раковин трубы и звучали торжественные гимны в честь бога Юм-Чака.

В конце священной дороги до наших дней сохранилось маленькое святилище, в котором жертвы, прежде чем стать невестами бога, проходили обряд ритуального очищения. Перед жертвоприношением им лазурью намазывали сначала грудь и бедра, а потом и все тело, затем на шею девушек надевали дорогие ожерелья, на руки — золотые браслеты с бирюзой, в уши вдевали серьги из горного хрусталя. Взяв жертвенных девушек за руки и за ноги, жрецы раскачивали их и бросали в водяной дворец Юм-Чака. Вслед им паломники кидали золото, нефритовые украшения и шарики благовонной смолы…

Но жертвоприношения были удобным способом и для сведения счетов. Именно так поступил один из правителей майя, Ах Меш Кук, отправив своего военачальника Хунак Кееля в Чичен-Ицу в качестве «посланца к богам», обитавшим на дне колодца. Правитель прекрасно знал, что эти «посланцы» никогда не возвращаются…

Один за другим исчезали в пучине «Колодца смерти» сбрасываемые вниз люди, приближалась очередь Хунак Кееля. Ив этот напряженный момент он принял важное решение: храбрец взбежал на платформу храма и на глазах изумленной толпы сам бросился вниз. Через несколько мгновений зеленая вода сенота вспенилась, и появившийся Хунак Кеелъ объявил, что разговаривал с богами и они повелевают ему стать правителем майя. Отвага молодого военачальника покорила толпу, ему бросили сверху веревку и вытащили из колодца. Ах Меш Кук вынужден был покориться «воле богов» и уступить царский трон.

Многие из завоевателей-конкистадоров слышали о священном «Колодце смерти» и золоте, похороненном на его дне, и многие хотели достать его. Но Юм-Чак и после завоевания Мексики европейцами долго охранял своих невест и свои сокровища, так что алчным кладоискателям приходилось с трудом пробивать себе дорогу. В 1885 году решил попытать счастья и американец Эдвард Томпсон. Он не был легковерным кладоискателем, поэтому сначала отправился в библиотеку и стал изучать литературу о древнем городе Чичен-Ица. А потом нанял двух опытных греческих водолазов, однако позже и ему самому пришлось спускаться в колодец.

Сначала грейфер, погружаясь в илистое дно сенота, вытаскивал одну только грязь, полусгнившие ветки да кости диких животных. Рядом с колодцем постепенно вырастала коричневая гора, и других результатов пока не было. Потом археологи нашли два коричневых яичка, очистили их от грязи, и оказалось, что это шарики копаловой смолы, запах которой сопровождал все обряды и ритуалы народа майя. А затем в сетке появилась и первая хульче — примитивное деревянное оружие, которое часто встречается на изображениях тольтекских воинов.

Однако Э. Томпсон искал на дне колодца доказательства человеческих жертвоприношений, и однажды грейфер поднял прекрасно сохранившийся череп молодой девушки, потом второй, третий… Вот тогда американец вместе с греческими водолазами и начал свое первое погружение на 25-метровую глубину. Первые пять метров воду еще пронизывали лучи солнца, глубже наступала уже полная темнота. Греки привезли с собой подводный прожектор, но и он не мог прорезать шоколадно-коричневую кашу, которой были заполнены две трети сенота.

Изо дня в день водолазы прощупывали вековой ил, чтобы найти то, чего не могла поднять со дна землечерпалка. И надежды Э. Томпсона вскоре стали осуществляться: были найдены десятки индейских предметов — нефритовые статуэтки, 20 золотых колец, золотые фигурки лягушек, скорпионов и других живых существ, прекрасная золотая маска, глаза которой были закрыты, словно она изображала мертвого. День за днем Э. Томпсон и его помощники погружались на дно колодца и нашли еще десятки хульче, а также извлекли из грязи более 100 золотых колокольчиков. У всех у них, еще до того как их бросили в «Колодец смерти», были вырваны язычки. Ведь индейцы верили, что вещи тоже живут, поэтому жрецы убивали жертвенные предметы так же, как приносили в жертву людей. Был найден и жертвенный нож с рукоятью в виде змеи: такими ножами жрецы вырезали у своих жертв сердце.

Автор: Н. Ионина

Chichen Itza - pyramid El Castillo - Temple of Kukulcan, Yucatan, Mexico 03

Даже при сильной засухе древние майя никогда не прикасались к воде этого глубокого природного колодца. Священный колодец-сенот в Чичен-Ице предназначался совсем для других целей: он был местом жертвоприношения богу воды и дождей Юм-Чаку, который принимал в дар не только драгоценности, но и красивых девушек.

В X веке власть на полуострове Юкатан захватили тольтеки. Самый большой город Чичен-Ица стал их столицей, правители которой собирали огромную дань с соседних племен.

Юкатан представляет собой плоскую равнину с нещадно палящим солнцем, на ней нет никаких водоемов, кроме редких природных колодцев-сенотов, образованных из карстовых воронок. Поскольку они являлись единственным источником воды в этих местах, центры цивилизации майя находились в непосредственной близости от них.

В Чичен-Ице находились даже два сенота, расположенных друг от друга на расстоянии 800 метров или, как говорили майя, на расстоянии трех полетов стрелы. Из одного из них жители брали воду для питья, а второй называли Колодец смерти, Колодец жертв или Колодец мертвых девственниц.

Этот загадочный сенот имеет диаметр 60 метров и примерно такую же глубину, он хорошо сохранился до наших дней. Согласно преданиям, в нем обитал Юм-Чак — бог дождя и влаги, которого нельзя было гневить, ибо, если не даст он дождя, все живое на земле погибнет. Ужасающее зрелище представляет собой этот колодец: желтовато-белые стены, покрытые зеленью ползучих растений, расстояние от верхней кромки его до поверхности мутной воды примерно 25 метров…

Во время засухи полагалось выбрать Чаку невесту — самую красивую девушку города. Ее одевали в роскошную одежду, торжественно вели под музыку к колодцу и бросали туда. Майя считали, что девушка не умирала, а попадала в объятия к богу дождя.

Впервые о Колодце смерти упомянул в 1566 году испанский священник Диего де Ланда: «Был у них обычай бросать в этот колодец живых людей, и они верили, что люди те не погибают, хотя никто их больше не видел». Майя «бросали туда и многое другое, — отмечал де Ланда, — например, самоцветы и вещи, которые считали наиболее ценными. И если было в их стране золото, то в этом колодце должна была бы находиться большая часть его, так велико было почтение, которым индейцы окружали это место». Согласно летописям XVI века, последние жертвы колодец принял перед приходом туда конкистадоров… а город к тому времени был мертвым уже несколько веков.

Итак, когда жертва была намечена, богослужения окончены, в святилищах Чичен-Ицы (кстати, хорошо сохранившихся до наших дней) жрецы укладывали богато одетые жертвы на катафалк и торжественно несли по священной дороге к Колодцу смерти. Процессию на церемониальной площади уже ожидали паломники, собравшиеся здесь из соседних городов, повсюду раздавался гром барабанов и звуки изготовленных из раковин труб. Толпа распевала торжественные гимны в честь бога Юм-Чака.

После того как жертва прошла обряд ритуального очищения и была готова стать невестой бога, ее тело намазывали лазурью, на шею надевали дорогие ожерелья, на руки — золотые браслеты с бирюзой, в уши вдевали серьги из горного хрусталя. Затем, взяв девушку за руки и за ноги, жрецы раскачивали тело и бросали в колодец, а паломники вслед кидали дорогие украшения и шарики благовонной смолы.

Однако же такое жертвоприношение было весьма удобным и для сведения счетов. Однажды один из правителей майя Ах Меш Кук задумал избавиться от неугодного военачальника, Хунак Кееля отправив его посланцем к богам, жившим в Колодце смерти, зная при этом, что посланцы не возвращаются. Когда жрецы стали сбрасывать людей в колодец, Хунак Кееля вдруг взобрался на возвышение в стене храма, и сам бросился вниз.
И вдруг через несколько мгновений на глазах потрясенной толпы вынырнул из мутной воды сенота, после чего объявил всем, что встретился с богами и они повелели ему стать во главе майя. Ах Меш Куку пришлось покориться «воле богов» и уступить правление.

Еще конкистадоры, завоевав эти земли и узнав про священный Колодец смерти, пытались достать сокровища, похороненные на его дне. Однако Юм-Чак хорошо спрятал и охранял своих невест и пожертвованные ему драгоценности, поэтому все попытки алчных кладоискателей были обречены на неудачу. Огромная глубина колодца и 11-метровый слой ила и грязи были серьезным препятствием для любителей наживы.

Первую робкую попытку обследовать дно колодца и достать оттуда артефакты предпринял француз Дезире Шар-нэ в 1882 году. Он даже смог доставить туда две землечерпалки, но так и не добрался до дна, поскольку неправильно рассчитал глубину колодца. В 1885 году более обстоятельно к этому делу подошел Эдвард Томпсон, который в то время был назначен консулом США на Юкатан. Незадолго до назначения он случайно натолкнулся на упоминание Колодца жертв в письменных источниках, но этот человек не был легковерен и для начала проштудировал всю литературу о древнем городе Чичен-Ица.

Выяснив, что там есть чем поживиться, он стал добиваться назначения, хотя сама работа его не привлекала — он просто решил совместить полезное с приятным, изучая цивилизацию древних майя. Он истратил целое состояние, чтобы стать владельцем всего участка с руинами Чичен-Ицы, кроме того, приобрел все необходимое оборудование для поиска сокровищ. Для него из США с большими трудностями была доставлена специальная землечерпалка, которую в 1904 году установили на южной стороне сенота. Чтобы определить местонахождение сокровищ, он сбрасывал в колодец деревянные столбы, имитирующие человеческие тела.

Начались работы. Землечерпалка вытаскивала со дна все новые порции грязи, которую промывали нанятые индейцы. Долгое время ничего, кроме мусора, не попадалось, а потом были обнаружены два комочка копаловой смолы, которую майя использовали в обрядах. Затем был найден хорошо сохранившийся череп молодой девушки, что подтвердило назначение Колодца смерти.

Попадались кости жертв, древние предметы обихода, орудия, но Томпсон понимал: чтобы найти сокровища, нужно опуститься на дно колодца. В 1909 году он пригласил двух греческих водолазов, но ему хотелось участвовать в поиске самому, он даже прошел «курс молодого водолаза». Наступил день первого погружения. Солнечные лучи проникали под воду только на глубину 5 метров, а дальше наступала кромешная тьма, которую не мог прорезать даже подводный прожектор.

Искать сокровища приходилось на ощупь, и находки следовали одна за другой: статуэтки из нефрита, фигурки из золота, колечки, золотые рельефные диски с изображениями эпизодов из жизни индейцев, прекрасная золотая маска, глаза которой были закрыты, словно она изображала мертвого, и золотая корона, украшенная изображением Пернатого змея.

Однажды, при очередном погружении, Томпсон проявил неосторожность и сильно ударился о дно понтона, в результате потерял слух на всю оставшуюся жизнь. Возможно, он таким образом поплатился за вторжение в царство мертвых и осквернение древних святынь. А может быть, не было никакой мистики и сыграла роль его неопытность как водолаза. Тем не менее он собрал огромную коллекцию артефактов и передал ее в музей Пибоди при Гарвардском университете.

В 1917 году к Колодцу смерти вновь отправились археологи. Им удалось достать на поверхность останки 90 женских тел, одного мужского и 21 детского. Мужской скелет был переплетен с женским. Видимо, жертва в последний момент испугалась и, вцепившись мертвой хваткой в жреца, утащила его с собой на дно.

Затем в 1961 году Давалос Уртадо, используя новейший для тех времен землесос, при помощи команды аквалангистов предпринял новый штурм Священного сенота. Ему несказанно повезло: со дна колодца достали каучуковую фигурку божества, фрагменты ткани из хлопка, плетеные и деревянные предметы, глиняную посуду, медные колокольчики. Уртадо даже задумал осушить колодец, чтобы извлечь из него все древности, но не успел — умер вскоре после экспедиции.

Третий этап исследований инициировал Ф. Кирк Джонсон в 1967 году. В колодец засыпали хлор, который уничтожил мелкие водоросли и сделал прозрачной воду — до очистки, согласно проведенным анализам, она была грязнее канализационных стоков. Благодаря этому удалось обнаружить 2 резных трона, чаши различных эпох, изделия из драгоценных камней и металлов, а также кости людей и животных.

Любопытно, что многие вещи, которые нашли в колодце, относятся к более ранней эпохе, и многие из них, перед тем как оказаться там, были намеренно испорчены, разбиты и помяты. Хотя, по легенде, в жертву Колодцу мертвых девственниц приносились только девушки, исследования показали, что ритуальными жертвами были и мужчины, и дети.

Все, что удалось обнаружить в сеноте, прекрасно иллюстрирует историю легендарной цивилизации древних майя. Колодец смерти оказался бесценным источником, поведавшим о жизни. Такой вот парадокс.

Источник

Chichen Itza - pyramid El Castillo - Temple of Kukulcan, Yucatan, Mexico 02

Для чего существуют колодцы? Странный вопрос, не правда ли? Ну конечно же, для того чтобы брать из них воду. Однако в Чичен-Ице существует колодец, из которого даже во время страшной засухи не брали воду ни для орошения, ни для питья. Этот священный колодец был местом религиозного паломничества: сюда приходили, чтобы принести жертвы Юле-Кашу — богу лесов и полей.

Чичен-Ица — древний город майя, расположенный на полуострове Юкатан. Здесь всегда много туристов, которые приезжают полюбоваться на ступенчатую Пирамиду Пернатого змея — храм Кукулькана. Однако не меньшей популярностью среди них пользуется и священный сенот — Колодец смерти, или Колодец мертвых девственниц. Он представляет собой естественную карстовую воронку диаметром около 60 метров и примерно такой же глубины.

Из письменных хроник испанцев, а также из легенд мы узнаем, что в этот колодец в период засухи майя бросали прекрасных девушек и драгоценности. Эти жертвы приносились богам, чтобы вымолить у них дождь. Рек на Юкатане почти нет, а дождевая влага легко просачивается через пористый известняк и сразу же уходит в землю, поэтому урожай напрямую зависел от атмосферных осадков, а засуха считалась настоящей катастрофой.

Первым о Колодце смерти упомянул еще в 1566 году испанский епископ Диего де Ланда, который боролся с язычниками на полуострове Юкатан. Вот что он писал: «Был у них (у майя) обычай бросать в этот колодец живых людей, и они верили, что люди те не погибают, хотя никто их больше не видел».

Де Ланда упоминал также, что в колодец бросали драгоценности: самоцветы и вещи, которые майя считали наиболее ценными. И это, естественно, заинтересовало охотников за сокровищами. Неизвестно, пытались ли конкистадоры достать драгоценности со дна колодца, но их попытки в любом случае были обречены на неудачу: большая глубина и 11-метровый слой грязи и ила на дне надежно охраняли сокровища от любителей наживы.
Эдвард Томпсон, поверивший записям де Ланды, так заинтересовался загадочным колодцем, что выхлопотал себе назначение на место консула США на Юкатане в 1855 году. Это назначение давало ему возможность совмещать приятное с полезным: зарабатывать деньги и изучать цивилизацию древних майя.

Колодец смерти, на дне которого хранились несметные сокровища, привлекал особое внимание Томпсона. И консул буквально посвятил свою жизнь его исследованию. Истратив почти все состояние, Томпсон становится владельцем асьенды Сан-Исидоро, на территории которой находится Священный сенот. На оставшиеся деньги он покупает необходимое оборудование. Из США в Чичен-Ицу доставляют специальную землечерпалку, которую и устанавливают в 1904 году на южном берегу колодца.

Томпсон нанял индейцев, которые тщательно осматривали поднятую землечерпалкой со дна колодца грязь. Долгое время ничего существенного, кроме полусгнивших веток и камней, найти не удавалось. Однако однажды индейцы обнаружили в грязи два странных шарика, которые оказались комками копаловой смолы, используемой майя при религиозных обрядах.

Затем землечерпалка извлекла хорошо сохранившийся череп молодой девушки и пару сандалий, что подтверждало записи де Ланды о человеческих жертвоприношениях. Томпсон с удвоенным энтузиазмом продолжил работы. Его землечерпалка поднимала все новые и новые останки жертв и древние предметы: сосуды, деревянные орудия, обсидиановые ножи, куски нефрита и т.д. Однако было понятно, что только погрузившись на дно колодца, можно обследовать все его впадины и расщелины.

Поэтому в 1909 году Томпсон вызывает двух водолазов со всем необходимым оборудованием. Однако неутомимый исследователь решает опуститься на дно колодца самостоятельно, поэтому за короткий срок проходит «курс молодого водолаза». Индейцы, успевшие полюбить своего хозяина! с тревогой наблюдали, как он погружался в Колодец смерти: они считали, что там обитают не только духи, но и страшные чудовища.

Томпсону «повезло»: ни духов, ни чудовищ он на дне не увидел, потому что там царила абсолютная темнота. Искать сокровища приходилось на ощупь, но все равно находки следовали одна за другой: статуэтки из нефрита, золотые фигурки, колечки и колокольчики, оружие и предметы быта древних майя, золотые рельефные диски с изображением религиозных и военных эпизодов из жизни индейцев. Наиболее важными считаются поднятые на поверхность золотые маска и корона. Последнюю украшал Пернатый змей.

Однажды Томпсон перед подъемом забыл открыть воздушные вентили, и его сильно ударило о дно понтона. Этот удар послужил причиной того, что археолог-любитель почти потерял слух. Многие увидели в этом происшествии месть потусторонних сил, которые таким образом наказали Томпсона за вторжение в царство мертвых и осквернение святынь. Однако, скорее всего, все было совсем не так, ведь он был довольно неопытным водолазом. Несмотря на трагедию, Томпсон все-таки осуществил свою мечту — раскрыл тайну Священного сенота. Коллекцию, которую он собрал, консул передал в музей Пибоди при Гарвардском университете.
На этом исследования Колодца смерти не закончились: их продолжил мексиканец Давалос Уртадо. В 60-е годы он вместе с целой командой аквалангистов установил в Священном сеноте землесосный снаряд. Ожидания мексиканского ученого полностью оправдались: в первый же день была найдена фигурка майяского божества, вылепленная из каучука. Затем находки следовали одна за другой, и хотя с финансовой точки зрения они не представляли никакой ценности, для археологов они были бесценны.

Давалос Уртадо мечтал на время осушить Колодец смерти и извлечь с его дна все древние предметы, но осуществить задуманное помешала преждевременная смерть исследователя.

Инициатором третьего обследования колодца в Чичен-Ице стал Ф.Кирк Джонсон в 1967 году. Он решил добавить в воду сенота хлор, который на время уничтожил мелкие водоросли и таким образом сделал колодец прозрачным. Это позволило извлечь множество керамических и других изделий, а также многочисленные человеческие останки.

Производить «раскопки» (если это слово здесь уместно) колодца как положено, слой за слоем, было просто невозможно, поэтому датировать находки по слоям не удалось. Возраст предметов пришлось определять, сопоставляя их с аналогичными находками из других мест. Археологи заметили интересную особенность некоторых находок из Колодца смерти, которые были отнесены к наиболее раннему периоду: все они перед принесением в жертву были «убиты», то есть специально повреждены: статуэтки из нефрита разбиты, изделия из золота смяты. Кроме того, в раннюю эпоху, с IX по XI вв. н.э., когда Чичен-Ица переживала свой расцвет, в жертву приносили изделия из нефрита и золота, а в поздний период, особенно в XIII-XVI вв., правящая верхушка города обеднела, поэтому в колодец бросали в основном медные колокольчики, резные деревянные предметы и сосуды с остатками сожженной копаловой смолы.

Древняя легенда гласит, что в жертву сено-ту приносили прекрасных девушек — его даже назвали Колодцем мертвых девственниц. Однако останки, поднятые на поверхность и тщательно изученные, свидетельствуют о том, что ритуальными жертвами были не только девушки, но и мужчины, и даже дети.

Находки, сделанные в Чичен-Ице, а именно извлеченные со дна Колодца смерти, позволили современным людям больше узнать об обычаях древних майя, их жизни и тайных желаниях.

Автор: И.Свиридов

Chichen Itza - pyramid El Castillo - Temple of Kukulcan, Yucatan, Mexico 03

СВЯЩЕННЫЙ КОЛОДЕЦ БОГА УМ-ЧАКА

Из этого огромного естественного колодца в карстовой воронке древние майя, несмотря на засуху никогда не брали воду для орошения или питья. Священный колодец в Чичен-Ице был местом религиозного паломничества, сюда приходили чтобы принести жертвы Юм-Чаку — богу лесов и долей. В него бросали не только драгоценности, но и прекрасных девушек, и даже детей.

Древний город майя Чичен-Ица на полуострове Юкатан привлекает туристов своими прекрасными архитектурными сооружениями. Особенно сильное впечатление производит ступенчатая Пирамида Пернатого змея — храм Кукулькана. Однако не меньшей популярностью среди туристов пользуется Священный сенот — так называемый Колодец смерти, или Колодец мертвых девственниц, представляющий собой естественную карстовую воронку диаметром около 60 м и примерно такой же глубины.

Как уже сказано, согласно легендам и письменным источникам испанских хронистов, в этот колодец в период засухи майя бросали прекрасных девушек и драгоценности. Жертвы приносились индейским божествам, чтобы вымолить у них дождь. Дело в том, что рек на Юкатане почти нет, а дождевая влага лейсо просачивается через пористый известняк и сразу же уходит в землю, поэтому все земледелие майя напрямую зависело от атмосферных осадков, и засуха здесь была настоящей катастрофой.

Впервые о Колодце смерти в древнем городе Чичен-Ица упомянул еще в 1566 г. испанский епископ Диего де Ланда, который здесь, на полуострове Юкатан, усиленно боролся с язычниками. Он писал о майя: «Был у них обычай бросать в этот колодец живых людей, и они верили, что люди те не погибают, хотя никто их больше не видел».

Де Ланда упоминал также о драгоценностях, которые паломники бросали в колодец, что особенно заинтересовало охотников за сокровищами индейцев. «Майя бросали туда и многое другое, — отмечал де Ланда, — например самоцветы и вещи, которые считали наиболее ценными. И если было в их стране золото, то в этом колодце наверняка находилась большая часть его, таким великим почтением индейцы окружали это место».

Неизвестно, пытались ли испанские конквистадоры достать сокровища со дна колодца, но в любом случае такие попытки были обречены на неудачу: большая глубина и 11-метровый слой грязи и ила на дне служили надежным препятствием любителям наживы.

Первое обстоятельное изучение Священного сенота связано с именем Эдварда Томпсона, который в 1885 г. получил место консула США на Юкатане. Томпсон через влиятельных знакомых из известных археологических исследовательских центров США специально добивался этого назначения. Не работа консула привлекала его: он просто хотел иметь возможность совмещать полезное с приятным — работу и изучение-цивилизации древних майя. Особенно Томпсона интересовал Колодец смерти, ведь он поверил записи де Ланды о том, что на его дне должны были сохраниться несметные сокровища.

Хотя Эдвард Томпсон не был археологом, он буквально посвятил свою жизнь исследованию Колодца смерти. Томпсон истратил почти все свое состояние, чтобы стать владельцем асьенды Сан-Исидоро, на территории которой находился Священный сенот. Оставшиеся деньга ушли на закупку необходимого оборудования. С большими сложностями из США в Чичен-Ицу была доставлена специальная землечерпалка, которую в 1904 г, установили на южном берегу сенота.

Землечерпалка исправно поставляла со дна сенота порции грязи, которую тщательно осматривали нанятые Томпсоном индейцы. Длительное время, кроме полусгнивших веток и камней, в грязи ничего не попадалось, но вот индейцй обнаружили в ней два странных шарика, которые оказались комками копаловой смолы, используемой майя при религиозных обрядах. Потом землечерпалка извлекла прекрасно сохранившийся череп молодой девушки и пару женских савдалий, что подтвердило записи де Ланды о человечески^ жертвоприношениях.

Землечерпалка поднимала на поверх-? ность все новые и новые кости жертв и древние предметы — сосуды, деревянные орудия, обсидиановые ножи, куски нефрита… Но Томпсон понимал, что, только погрузившись на дно сенота, можно обследовать все его впадины и расщелины.

В 1909 г. Томпсон вызвал по телеграфу двух водолазов, которые доставили к колодцу все необходимое оборудование. Он был полон решимости лично спуститься на дно сенота и поэтому за короткий срок прошел «курс молодого дайвера». Индейцы с тревогой наблюдали, как их хозяин, которого они за годы совместной работы успели полюбить, опускался в воду Колодца смерти.. Они считали, что в колодце обитают не только духи, но и страшные чудовища.
Ни духов, ни чудовищ Томпсон на дне колодца не увидел, там царила абсолютная темнота. Хотя искать сокровища приходилось на ощупь, находки следовали одна за другой — статуэтки из нефрита, золотые фигурки, колечки и колокольчики, оружие и предметы быта древних майя.

Особенно впечатляли золотые рельефные диски с изображением религиозных и военных эпизодов из жизни индейцев. Среди наиболее важных находок были прекрасные маска и корона из золота. На последней красовался Пернатый змей.

Однажды Томпсон, задумавшись о новых находках, забыл открыть перед подъемом воздушные вентили и с огромной скоростью стал подниматься на поверхность. Хотя он и успел в процессе подъема открыть вентиль, его все же сильно ударило о дно понтона, что привело к значительной потере слуха. Некоторые были склонны видеть в этом происшествии некое подобие «проклятия фараонов», считая, что таким образом Томпсон понес наказание за вторжение в царство мертвых и осквернение древних святынь, Однако не стоит забывать, что археолог-любитель был довольно неопытным водолазом. Но несмотря ни на что, ему все-таки удалось осуществить свою мечту и раскрыть тайну Священного сенота.

В результате Томпсон собрал настоящую коллекцию прекрасных ювелирных изделий и предметов быта древних майя, которую передал в дар Музею Пибоди при Гарвардском универсюмии
Однако содержимое Колодца смерти не давало покоя и другому исследователю— мексиканцу Давалосу Уртадо. В 1960-е гг. Ур-тадо, в распоряжении которого были современный землесосный снаряд и целая команда аквалангистов, вновь предпринял настоящий штурм Священного сенота. Ожидания мексиканского ученого полностью оправдались: в первый же день наюй»$шурку май-янского божества, вылепленную из каучука. Потом находки следовали одна за другой. Хотя золотых предметов среди них практически не оказалось, все, что удалось достать, с исторической точки зрения было бесценным.

Давалос Уртадо мечтал осушить на время Колодец смерти и извлечь полностью все древние предметы с его дна, но осуществить свою идею из-за преждевременной смерти не успел. Инициатором третьего обследования колодца в Чичен-Ице в 1967 г. был Ф. Кирк Джонсон. На сей раз в воду сенота был добавлен хлор, который на время уничтожил мелкие водоросли и сделал воду прозрачной. Благодаря этому удалось достать множество керамических и прочих изделий, а также многочисленные человеческие останки.

К сожалению, «раскопки» сенота невозможно было проводить, как положено, слой за слоем, поэтому датировать находки по слоям не удалось. Археологи определяли возраст методом сравнения их с аналогичными находками из других мест. Интересно, что многие предметы, которые ученые отнесли к наиболее ранней эпохе, были перед принесением в жертву «убиты», т.е. намеренно повреждены: статуэтки из нефрита разбиты, изделия из золота смяты. Л ранний период, с IX по XI в., когда Чичен-Ица переживала свой расцвет, в жертву приносилось множество изделий из нефрита и золота, а в поздний, особенно в XIII—XVI вв., правящая элита города обеднела, потому в колодец бросали й основном медные колокольчики, резные деревянные предметы и сосуды с остатками сожженной копаловой смолы.

Хотя по древней легенде, в жертву сенату приносились прекрасные девушки и его даже называли Колодцем мертвых девственниц, исследование нескольких десятков человеческих останков, извлеченных со дна, показало, что ритуальными жертвами были не только девушки но и мужчины, и даже дети.

Chichen Itza - pyramid El Castillo - Temple of Kukulcan, Yucatan, Mexico 02

Священный сенот (или Колодец жертв) — природный колодец (сенот) в древнем городе Чичен-Ица в Мексике. Расположен в 300 метрах к северу от основных построек города, с которыми соединен священной сакбе. Представляет собой гигантскую круглую воронку диаметром свыше 60 метров. Ее отвесные стены, сложенные из пластов известняка, круто обрываются вниз, к темно-зеленой воде. По представлениям майя, внутри колодца жил бог дождя Чак. Майя приносили ему человеческие жертвы, бросая их на дно сенота.

Диего де Ланда в своей книге 1566 года «Сообщение о делах в Юкатане» сообщает о колодце, в который «бросают в жертву людей во время засухи». Ланда побывал в Чичен-Ице и лично осмотрел мрачный провал в известняковых пластах, который именовался у майя «Священным Сенотом». «Этот колодец, — пишет он, — имеет 7 эстадо (20 м) глубины до воды, более 100 ступней (60 м) в ширину, он круглый и из тесаной скалы, что удивительно. Вода кажется зеленой; это, я думаю, вызвано рощей, которая его окружает; и он очень глубок».[1] Диего де Ланда писал также, что у майя был обычай бросать вслед за жертвами богатые дары — утварь, украшения, золото: «Если в эту страну попадало золото, большую его часть должен был получить этот колодец».[2]

Считается, что последнее крупное жертвоприношение произошло в сеноте накануне прихода испанцев в начале XVI века. После этого колодец был заброшен и зарос джунглями. В 1885 году году на Юкатан приехал консул США Эдвард Герберт Томпсон. Поверив в историю Диего де Ланды, Томпсон начал собирать средства для исследования колодца. Приобретя землечерпалку и два водолазных костюма, Томпсон исследовал его дно и после многих дней поисков нашел кусочек душистой смолы, используемой майя в жертвоприношениях. Продолжив исследования и используя землечерпалку, Томпсон нашел крупную коллекцию находок — орудия, украшения, вазы и наконечники копий, ножи из обсидиана, чаши из нефрита, меди и золота, кусочки копала и множество скелетов. Всё это представляло значительную ценность для археологии. Используя водолазное снаряжение, Томпсон и его помощник спустились на дно. Клад со дна сенота по ценности уступал только находкам из гробницы Тутанхамона.

В 1961 и 1967 годах здесь проводили исследования учёные из Мексики. Они использовали более технологичные материалы и методы, чем у Томпсона — землесос, акваланги, химическую очистку воды. Были найдены два больших деревянных трона, около сотни глиняных кувшинов и чаш разных размеров, золотые украшения, изделия из нефрита, горного хрусталя, кости, перламутра, янтаря, меди и оникса, а также кости людей и животных.

Примечания[править | править вики-текст]
↑ Гуляев. Древние Майя. Загадки погибшей цивилизации
↑ Керам. Боги, гробницы, ученые. СПб.: 1994

Источник

Колодец сакральной Смерти в Чичен-Ице. Chichen Itza, Yucatán, Mexico
5.00(1 vote)
Понравилось?
brodaga

Опубликовано brodaga

Построен дом, посажен куст, растут и дети. А что еще я в жизни сделал, Какую выстроил судьбу?...

Похожие статьи

Комментариев(0)

Оставить комментарий

 

Комментарии Facebook

Комментарии ВКонтакте