Andronikov Monastery

Прогулка по Спасо-Андроникову монастырю и Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева доставит удовольствие не только истинно верующим христианам вообще и православным в частности, но и всем тем, кто интересуется культурой и искусством человеческой цивилизации.

Расположенный на крутом берегу Яузы-реки, монастырь и по сей день является отличным местом, чтобы провести несколько часов в тиши и уединении, созерцая старинные церкви и иконы Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Для тех, кто по каким-то причинам не может попасть туда лично, или захочет освежить в памяти прошлое – наш фильм.

Во-первых, для особо любопытных предлагаем неортодоксальный взгляд на легендарную фигуру Андрея Рублева, чьё имя носит знаменитый Центра́льный музе́й древнеру́сской культу́ры. Ниже представлены выдержки из знаменитого спора новохронологов:

Владимир Иванов:

Легенды ВСЕГДА создаются задним числом!
Например, история с Андреем Рублевым, которого НИКТО не знал ранее начала 20 века.
Или с Леонардо, труды которого ВПЕРВЫЕ удалось прочесть лишь во второй половине 19 века.
Посмотрите архивы, даже у историков нет сомнений, что фигура Андрея Рублева — ВЫМЫШЛЕННАЯ. Поскольку ранее 20 века никто ничего никогда о нем не писал, то легко вычислить дату вымысла.

БулаТага:

А я Вам предложу посеить музей, там «фигура» Андрея Рублева вообще в общем то, обасновано, обьясненна. И нечего воду лить.
«Фигура» такая была, и жила даже в определенное время, и даже похоронена в известном месте. А вот то что иконы, которые подписаны, рублев, так это совсем другая история…

Примечание: обратите внимание насколько неграмотен этот юзер БулаТага 

Фоменкистадор:

Отстаньте от Иванова, ув. БулаТага  :mail: — его логика безупречна — раз Грабарь начал изучать (с искусствоведческой точки зрения) работы Рублева и публиковать соотв. работы в начале 20 века, значит фраза «никто из историков до 20 века об Андрее Рублеве ничего не писал» в принципе — верна.
Отсюда «безупречная» лдогическая цепочка — раз никто не писал. значит никто не знал, а следовательно — тот, кто первый про него написал, тот эту фигуру и выдумал. Изъяны в логической цепочке есть? Нет. Закрываем тему. Переходим к пирамидам. Кто из европейцев писал про пирамиды до Наполеона. Мало кто. Раз мало — значит этой
величиной можно пренебречь. Другими словами — раз их мало, значит их тоже выдумали. А кому интересно, что не могли писать европейцы про пирамиды после 7 века? Это ж разбираться надо, узнавать, что там вообще-то арабы случались, а европейцев было ничтожно мало, из этих, которых ничтожно мало побывало в Египте за указанный период, кто-то еще должен был оставить описания, а эти описания джолжны были до нас дойти… Ну и
прочее. А тут — да-да-нет-да и все дела.
«Непротиворечивая» логическая цепочка выстроена!
Ура!, товарищи! И т.д. и т.п.

Необразованный:

Не вмешиваясь в дискуссию, хочу отметить, что во всяком случае к 1818г. некоторые иконописцы точно не остались безымянными, например, эти:

«В то время Москва славилась иконописцами, Симеоном Черным, старцем Прохором, Городецким жителем, Даниилом и Монахом Андреем Рублевым, столь знаменитым, что иконы его в течение ста-пятидесяти лет служили образцем для всех иных живописцев… (Н.М. Карамзин, История Государства Российского, т.V, гл. II)

Владимир Иванов:

Рублев
1. Имя Андрей — княжеское, не мог НЕКТО носить подобное имя в 15 веке.
2. Рублев — фамилия (прозвище?). Фамилии у нектов появляются в 17 веке.
3. Рубль — появляется как понятие в русском языке в середине 15 века.
4. Буква и звук Ё — лишь после ополячивания-ороманивания 17 века. Так русский ‘мед’ превратился в польский ‘miod’, русское ‘сестры’ — в польское ‘сiостры’, русский ‘РублЕв’ — в польского ‘Рублiоw’а.
5. Никто этого Ру’блева до 20 века и не знал.

Вообще-то, иконописцы ВСЕГДА были безымянными — вы знаете имя ремесленника, который изготовил ложку, которой Вы едите? Иконы — такие же ложки, предметы для отправления культа; икона НИКОГДА не была предметом искусства. Более того, церковь и сегодня запрещает на икону смотреть иначе кроме как в сакральном смысле.


А ещё для лучшего понимания ситуации со Спасо-Андрониковым монастырём и Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, предлагаем Вашему вниманию выдержки из текстов, найденных нами в интернете:

Андро́ников монасты́рь (Спасо-Андроников, Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса) — бывший мужской монастырь на левом берегу реки Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади.

Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов (церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хор).

Монастырь в Средние века

Согласно агиографическим сведениям, в 1354 году Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.

По версии О. Г. Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привез в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год.

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.

Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского — Андрони́к († 1373; память — 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).

По версии Г. К. Вагнера и О. Г. Ульянова, после пожара 1368 г., в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420—1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

Н. Н. Воронин полагал, что сохранившийся храм, который ученый датировал 1425—1427 годами, был первым каменным храмом монастыря. С. В. Заграевский следует позиции Н. Н. Воронина и доказывает, что гипотетического плинфяного храма, предшествующего существующему, не существовало.

В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым, который был иноком Андроникова монастыря. Существует версия, что Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное местонахождение могилы неизвестно).

В 1439 в монастыре учреждена архимандрития. За стенами монастыря во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка, где с 1475 было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством Кремля).

При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря).

В XIV—XVII веках Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.

В Средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611).

В августе 1653 в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум.

По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году (затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен ещё один придел — во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.

В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.

Монастырь в XVIII — начале XX веков

В 1747—1756 годах стены монастыря были отстроены в камне. По проекту архитектора Р. Р. Казакова на месте старой колокольни, над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. (по высоте уступала только колокольне Ивана Великого). В нижнем ярусе на средства купца С. П. Васильева была устроена церковь святого Симеона Богоприимца.

Во время пожара 1748 года сильно пострадали библиотека и архив монастыря.

В XVIII веке стенопись Спасского собора была почти полностью счищена; с тех пор собор не расписывался. Во время реставрации 1763—1779 годов к собору пристроили крытую паперть.

В 1812 году монастырь был разорён французами. Пожар уничтожил архив монастыря. Сгорел иконостас и обрушились барабан и глава Спасского собора.

В 1846—1850 годах собор был значительно переделан по проекту П. А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырёхскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

В XIX веке при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в монастыре находились 17 монахов и один послушник.

Монастырь в XX веке

Монастырь закрыт в 1918 году; на его территории, наряду с Ивановским и Новоспасским монастырями, располагался до 1922 года один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти. В 1922—1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930—1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.

В 1929—1932 годах уничтожена колокольня монастыря (1795—1803), вторая по высоте в Москве после Колокольни Ивана Великого, 13 сентября 1927 года — некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублев, воины, погибшие во время Северной войны 1700—1721 и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Ф. Г. Волков, меценат П. Г. Демидов, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Волконские, Аладьины, Щербатовы.

Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П. Д. Барановскому и Г. Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П. Н. Максимова и Б. А. Огнева.

Спасский собор

Исследованиями П. Д. Барановского и П. Н. Максимова было впервые установлено, что после многочисленных переделок сохранился белокаменный Спасский собор Андроникова монастыря XV века.

Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что собор монастыря — самое древнее сохранившееся здание Москвы (|церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) в Кремле уцелела лишь до уровня хор). В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная группа во главе с академиком И. Э. Грабарём обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. 10 декабря 1947 г. Председатель Совета Министров СССР Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко- архитектурного заповедника имени русского художника Андрея Рублева. Но в хрущевскую «оттепель» работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило авторитетных специалистов по древнерусской культуре М. В. Алпатова, Н. Н. Воронина, В. Н. Адрианову-Перетц, Д. С. Лихачева выступить с открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26 октября 1956 г.).

В 1959—1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников.

Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев был вынужден разрешить после повторного письма к нему академиков М. В. Алпатова и народного художника СССР С. В. Герасимова официальное открытие Музея Андрея Рублева в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублева» в связи с 600-летием со дня его рождения. С 1985 года музей носит современное название — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР).

В 1989 году Спасский собор был освящён, возобновлены богослужения. Позже вместо снесённой колокольни на территории упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная звонница.

В 1993 году под престолом Спасского собора обнаружено неизвестное захоронение, которое пока не идентифицировано. По утверждению Сергея Никитина, два из них с высокой долей вероятности принадлежат Андрею Рублеву и Даниилу Чёрному.

Ансамбль в XXI веке

В феврале 2013 года Генеральная прокуратура РФ внесла в Министерство культуры следующее представление:

Объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции.

Современный облик монастыря

В архитектурном ансамбле Андроникова монастыря сохранились:

Белокаменный Спасский собор, одно из древнейших сооружений Москвы (восстановлен в формах, близких к первоначальным, в 1959—1960 годах).
Трапезная (1504—1506)
Каменные стены и башни (XVII—XVIII века)
Настоятельские покои (1690)
Ярусная церковь Архангела Михаила, построенная в формах московского барокко (1694—1739, восстановлена в 1960
Родовая усыпальница Лопухиных
Братский корпус (начало XVIII века)
Здание духовного училища (1810—1814)

Источник

Andronikov Monastery map

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

Центра́льный музе́й древнеру́сской культу́ры и иску́сства и́мени Андре́я Рублёва был учреждён в 1947 году, в год празднования 800-летия Москвы. К моменту основания музея монастырь был полностью разорён. Музейная коллекция собиралась по крупицам, в обстановке крайне негативного отношения Советского государства к русскому религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации. Открытие музея состоялось 21 сентября 1960 года и было приурочено к 600-летию со дня рождения русского иконописца Андрея Рублёва, имя которого носит музей.

Музей хранит и исследует произведения русского религиозного искусства допетровский эпохи. Его экспозиция занимает более десяти залов и знакомит посетителей с выдающимися образцами художественного творчества XI—XVII веков. Международной известностью пользуется коллекция икон. В неё входят шедевры художников круга преподобного Андрея Рублёва и Дионисия, мастерской митрополита Макария и Иоанна Грозного, иконописцев Оружейной палаты.

Музей расположен на территории Спасо-Андроникова монастыря, филиал — в церкви Покрова в Филях. Древнейший живописный экспонат музея — ярославская икона «Спас из Гавшинки».


Источник

 

Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х гг., из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также со славянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».

Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор).

В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые рядом авторов были ошибочно приписаны Андрею Рублёву.

Мировоззрение

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

В конце XIV — начале XV века (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр — икону «Святая Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух).

В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

Творчество

В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря[6] (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва.

Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV века; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская Богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1405) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Успенского собора Симонова монастыря), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).

Существует предположение, что в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, среди икон, которые, по мнению ряда исследователей, могут принадлежать кисти Рублева, имеется автопортрет Андрея Рублева [7] в образе Иуды Искариота.

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции[8][нет в источнике 1101 день]. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные.

Канонизация

Поместным собором Русской Православной Церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобных святых.

По Православному календарю память святому совершается 3 раза в год:

4 (17) июля — Преставление преподобного Андрея (Рублёва) Московского, иконописца (1428; Служба без знака).
6 (19) июля — Память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Радонежских святых.
В неделю перед 26 августа (8 сентября) — Память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Московских святых.

Память

Почтовая марка СССР, 1961 годВ 1947 году в Спасо-Андрониковом монастыре учреждён заповедник, с 1985 года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник преподобному Андрею Рублёву работы скульптора Олега Комова.
Во Владимире памятник Андрею Рублёву расположен перед входом в парк имени Пушкина. Это последняя работа скульптора Олега Комова.
В честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.
«Андрей Рублёв» («Страсти по Андрею») — фильм Андрея Тарковского.
Андрей Рублёв — серия памятных монет Банка России.
В 1961 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Андрею Рублёву.
Скульптура Андрея Рублёва на фронтоне Омской государственной библиотеки (скульптор В. Трохимчук).
Научно-популярный фильм «Андрей Рублёв», снятый в 1987 году киностудией «Леннаучфильм» (режиссёр Л. Никитина, оператор В. Петров).

Источник

Andronikov Monastery 2

Даниил Чёрный (около 1350-е — 1428) — иконописец, монах, современник и сотрудник Андрея Рублёва.

Жизнь и творчество

Прозвище «Чёрный» известно по тексту «Сказания о святых иконописцах» (конец XVII — начало XVIII веков), в более ранних источниках называется просто Даниилом. Летописи свидетельствуют о росписи Даниилом и Андреем Рублёвым Успенского собора во Владимире, причём Даниил назван первым, что может свидетельствовать о старшинстве и большей опытности Даниила. Иосиф Волоцкий называет Даниила учителем Рублёва. Погребён Даниил в Спасо-Андрониковом монастыре, где недавно были обнаружены, вероятно, его останки. То что Даниил работал всегда в соавторстве с Андреем Рублевым, создает проблему разделения творчества двух художников. Иконописцы XV века не оставляли автографов. Выход исследователи ищут в попытках выделить особые стилистические приемы, характерные для каждого мастера. Считая Даниила Черного художником старшего поколения, И.Грабарь предложил приписать ему авторство тех произведений, в которых просматриваются черты предшествующей школы письма XIV века, заимствованные у византийских мастеров. Примером такой «старой традиции» может служить фреска «Лоно Авраамово», являющаяся частью росписи Владимирского Успенского собора, композиции южного нефа, южного склона центрального нефа, ряд фрагментов на северной стене главного алтаря, а также часть икон из иконостаса.

Скончался Даниил одновременно с Андреем Рублевым около 1430 г. от «морового поветрия» и погребен рядом с ним в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Как и Андрей Рублев, Даниил несомненно оставил после себя учеников и рисунки, служившие образцами для создания живописных изображений.

В 1992 г. при расчистке алтаря Спасского собора рядом с могилами игуменов и основателей монастыря было обнаружено погребение двух простых монахов (два черепа, кости, погребальная чаша для елея, крестики, сплетенные из кожи, кожаные тапочки). Возраст монахов был соответственно примерно 50 и 80 лет. По мнению антрополога Сергея Никитина это было вторичное захоронение (кости имели повреждения, оставленные предположительно поисковым щупом). На этом основании (вряд ли кого еще из простых монахов могли разыскивать для перезахоронения на столь почетном месте) погребения были идентифицированы как тела Андрея Рублева и Даниила Черного.

Источник

Спасо-Андроников монастырь и Центральный музей имени Андрея Рублева
0.00(0 голосов)
Понравилось?
Николай Клепиро

Опубликовано Николай Клепиро

Мужчину, скромность украшает. Большой и черный «Кадиллак». Мужчина, логикой страдает, Сегодня — «так», и завтра — «так».

Похожие статьи

Комментариев(0)

Оставить комментарий

 

Комментарии Facebook

Комментарии ВКонтакте